Судебная практика

Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в бюджет по внутреннему рынку и по операциям реализации товаров на экспорт, является единым. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24 ноября 2003 года по делу N А29-6567/03А, принятое судьей Леушиной И.Б.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24 ноября 2003 года по делу N А29-6567/03А удовлетворены требования заявителя - открытого акционерного общества о признании недействительным требования об уплате налога N 144/2686 от 24.09.2003, принятого Межрайонной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми.

Ответчик не согласен с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении требования отказать, указав в апелляционной жалобе на неправильное применение судом норм материального права.

Заявитель не согласен с апелляционной жалобой ответчика, доводы изложены в отзыве на жалобу.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, апелляционной инстанцией установлено следующее.

Заявителем в Межрайонную инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за август 2003 года по внутреннему рынку, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет до 22.09.2003, составила 47 049 033 руб.

Кроме того, за июнь, июль и август 2003 года заявителем в порядке п. 6 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации представлены в инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость, отражающие реализацию товаров по налоговой ставке 0%, согласно которым общая сумма вычетов по налогу составила 97 021 623 руб., в том числе за июнь - 30 597 121 руб., за июль - 43 940 443 руб., за август - 22 484 059 руб.

Поскольку НДС за август 2003 года по внутреннему рынку в установленный срок заявителем не уплачен Межрайонной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в адрес предприятия направлено требование N 144/2686 от 24.09.2003, которым предложено в срок до 29.09.2003 перечислить 47 049 033 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость и 47 049 руб. пени за просрочку уплаты данного налога.

Не согласившись с названным требованием, заявитель обжаловал его в судебном порядке, указав, что по состоянию на 24.09.2003 (дата принятия оспариваемого требования) задолженности по уплате НДС у предприятия нет, т.к. сумма НДС, подлежащего возмещению из бюджета за июнь - август 2003 года по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, превышала сумму налога, подлежащего уплате по декларации по внутреннему рынку за август 2003 года.

Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно признал, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. ст. 11, 69 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для направления требования об уплате налога и начисления пеней является наличие недоимки - не уплаченной в установленный срок суммы налога, исчисляемой по итогам каждого налогового (отчетного) периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 8 п. 1 ст. 164 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 Кодекса, сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 6 ст. 166 Кодекса.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, сумма указанного налога, подлежащая уплате в бюджет, по итогам этого налогового периода принимается равной нулю. Положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 176 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 п. 1 ст. 164 Кодекса, право на возмещение налоговых вычетов, а также сумм налога, исчисленных и уплаченных в соответствии с п. 6 ст. 166 Кодекса, возникает у налогоплательщика при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.



В соответствии с указанными нормами заявителем произведены вычеты в отношении операций по реализации товаров на экспорт на основании отдельных налоговых деклараций за июнь - август 2003 года, правомерность которых подтверждена решениями Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми N 04-01-29/42 от 30.09.2003, которым предприятию возмещен НДС за июнь 2003 года в сумме 30 597 121 руб., N 04-01-29/50 от 30.10.2003, которым предприятию возмещен НДС за июль 2003 года в сумме 36 645 217 руб., N 04-01-29/57 от 19.12.2003, которым предприятию возмещен НДС за август 2003 года в сумме 22 484 059 руб.

Несмотря на предусмотренную Кодексом необходимость подачи отдельных налоговых деклараций по НДС в зависимости от применяемых налоговых ставок и установленный порядок возмещения налога по операциям реализации товаров на экспорт, уплачиваемый в бюджет НДС, является единым.

Поэтому выводы налогового органа о наличии недоимки по НДС, сделанные на основании декларации по налогу по внутреннему рынку без проверки деклараций по НДС по реализации товаров на экспорт по налоговой ставке 0%, в которой указан налог к возмещению из бюджета, не основаны на законе.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что сумма вычетов по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, по состоянию на 24.09.2003 превышала сумму налога, подлежащего уплате в бюджет по внутреннему рынку за август 2003 года, суд первой инстанции правомерно признал, что у налогового органа отсутствовали основания для выставления требования об уплате недоимки по НДС и пени по данному налогу.

Ссылки инспекции на статьи 45 и 78 Кодекса судом не принимаются, т.к. последние предусматривают порядок зачета (возврата) излишне уплаченного налога, между тем п. 4 ст. 176 Кодекса установлен порядок возмещения суммы налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также сумм налога, исчисленных и уплаченных в соответствии с пунктом 6 статьи 166 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции нет.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 24 ноября 2003 года по делу N А29-6567/03А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий

С.Л.БАУБЛИС

Судьи

В.Г.ПРОТАЩУК

Т.И.ГАЛАЕВА