Судебная практика

Привлечение к административной ответственности предпринимателя за нарушение порядка вывоза отходов признано неправомерным, поскольку судом установлены нарушения порядка проведения проверки и оформления ее результатов. По делу . Республика Коми.

Судья Арбитражного суда Республики Коми XXXXXXXX X.X. при ведении протокола судебного заседания судьей XXXXXXXXX X.X., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя М.

к Сыктывкарскому городскому комитету по охране окружающей среды

о признании незаконными Постановления N 40 от 06.06.2007 “О назначении административного наказания“, а также действий и решений должностных лиц Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды в части проведения мероприятий по государственному контролю,

при участии в заседании:

от заявителя: XXXXXXXX X.X.; XXXXXXXX X.X.;

от административного органа: XXXXXXXXXXX X.X.;

установил:

Индивидуальный предприниматель М. (далее - предприниматель) обратилась с заявлением о признании незаконными Постановления, вынесенного руководителем Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды, N 40 от 06.06.2007 “О назначении административного наказания“, а также действий и решений должностных лиц Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды в части проведения мероприятий по государственному контролю.

Административный орган с требованиями не согласен.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя и административного органа, судом установлено следующее.

25 апреля 2007 года письмом N 161 Сыктывкарским городским комитетом по охране окружающей среды в адрес Сыктывкарской природоохранной прокуратуры направлено обращение с просьбой принять меры прокурорского реагирования по факту нарушения предпринимателем М. законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

15 мая 2007 года помощником сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора у М. взяты объяснения, в которых предпринимателем указывалось, что хозяйственная деятельность, связанная с образованием отходов, осуществляется ею без разработанного проекта нормативов отходов и лимитов на их размещение.

23 мая 2007 года Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором на основании материалов о нарушении законодательства об отходах производства и потребления вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя М. по ст. 8.1, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указано в постановлении, предприниматель эксплуатирует мага торговли продуктами питания (3 магазина) и объекты общественного питания (кафе) в Эжвинском районе г. Сыктывкара. Хозяйственная деятельность, связанная с образованием отходов, осуществляется предпринимателем без разработанного и утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в нарушение ст. ст. 11, 18 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“. Предпринимателем в нарушение ст. 16 Закона “Об охране окружающей среды“ не вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду. Копия постановления вручена предпринимателю лично под роспись.

Постановление прокурора направлено для рассмотрения по существу в Сыктывкарский комитет по охране окружающей среды Минприроды РК.

24 мая 2007 года руководителем Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды на основании постановления о возбуждении производства об административном правонарушении Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора от 23 мая 2007 года в отношении индивидуального предпринимателя М. вынесено определение по делу об административном правонарушении, которым рассмотрение материалов дела об административном правонарушении в отношении М. назначил на 6 июня 2007 года.



6 июня 2007 года в присутствии предпринимателя руководителем Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды старшим государственным инспектором Республики Коми вынесено постановление N 40 о признании индивидуального предпринимате в нарушении законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 20 МРОТ (2 000 руб.).

Как указано в постановлении, в проц торговли продовольственными товарами и эксплуатации предприятия общественного питания образуются отходы производства и потребления: отходы упаковочного полиэтилена, отходы потребления от сотрудников, отходы от приготовления блюд и приема пищи, напитков в кафе, перегоревшие люминесцентные ртутьсодержащие трубки.

Образующиеся отходы по договору передаются ЭМУП “Жилкомхоз“ для вывоза и размещения на свалке твердых бытовых отходов.

Сбор и передача на утилизацию ртутьсодержащих люминесцентных трубок не осуществляется.

Ртутьсодержащие люминесцентные трубки по Федеральному классификатору каталогов отходов, зарегистрированному в Минюсте Российской Федерации 14 августа 2003 года N 4981, отнесены к отходам 1 класса опасности и подлежат обезвреживанию.

В нарушение статей 11, 18 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ предпринимателем осуществляется эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов без разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Заявитель не согласилась с указанным постановлением и обжаловала его в судебном порядке.

В своих доводах предприниматель указала на нарушение порядка проведения проверки и оформление ее результатов. В нарушение Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) предприниматель не уведомлялась о предмете проверки и ее основаниях, категории проверки, ее сроках; с распоряжением о проведении проверки ее никто не знакомил, проверка проведена в отсутствие предпринимателя или ее законных представителей, с актом проверки предприниматель не ознакомлен.

В соответствии со статьями 11, 18 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации “О Правилах разработки и утверждения нормативов образования лимитов на их размещение“ от 16.06.2000 N 461.

За несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль. От имени указанных органов рассматривать дела вправе в том числе старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы.



В соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело о любом административном правонарушении может быть возбуждено прокурором. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В нарушение указанной нормы в постановлении прокурора от 24 мая 2007 года отсутствуют документально подтвержденные сведения о месте, времени совершения и событии административного правонарушения - отсутствует фактическое описание события административного правонарушения, вменяемого предпринимателю, не указано место и время его совершения.

В соответствии со ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора), статьей 7 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ N 134-ФЗ от 08.08.2001 установлен порядок проведения мероприятий по контролю, согласно которому мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

наименование органа государственного контроля (надзора);

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях:

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Порядок проведения мероприятий по контролю, установленный статьей 7 Закона N 134-ФЗ, не соблюден, в отношении предпринимателя фактически проверка административным органом не проводилась, что последним не оспаривается.

Заявитель просит также взыскать с административного органа XXXX руб. расходов на оплату услуг представителя за оказанные юридические услуги по договору N 9 от 15 июня 2007 года.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В материалах дела имеется договор оказания юридических услуг N 9 от 15 июня 2007 года, заключенный между М. и ООО “Борей“, предметом которого является представительство интересов заявителя в Арбитражном суде Республики Коми по заявлению об обжаловании Постановления N 40 Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды. В соответствии с положениями Договора стоимость услуг составляет по соглашению сторон, но не менее X XXX руб.

Документов, подтверждающих произведенные расходы по уплате услуг представителя ООО “Борей“, М. не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить в части.

Признать Постановление о назначении административного наказания N 40 от 6 июня 2007 года, вынесенное руководителем Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды в отношении М. о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 20 МРОТ (X XXX руб.), незаконным и отменить.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья

Арбитражного суда

Республики Коми