Судебная практика

Об административной ответственности за нарушение Санитарно-эпидемиологических правил для предприятий общественного питания. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи XXXXXXXXXXX X.X.,

при ведении протокола судебного заседания судьей XXXXXXXXXXX X.X., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Емвинского потребительского общества

к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

о признании незаконным и отмене Постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Усть-Вымскому району, Княжпогостскому району, Удорскому району N 06-2/112 от 08.05.2007

при участии в заседании:

от заявителя - XXXXXXX X.X., XXXXXXXX X.X.,

от заинтересованного лица - XXXXXX X.X., XXXXXXXXXXX X.X.,

установил:

Емвинское потребительское общество обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Усть-Вымскому району, Княжпогостскому району, Удорскому району Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 06-2/112 от 08.05.2007 о привлечении Общества к административной ответственности на основании ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 20000 руб./200 минимальных размеров оплаты труда/.

Заинтересованное лицо, представив письменный отзыв на заявление, требования не признает, указав, что многочисленные выявленные в ходе плановой проверки нарушения подтверждаются представленными в дело материалами. Доводы изложены в отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. 6 июня 2006 года.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

16 апреля 2007 года на основании распоряжения N 34 от 29.03.2007 должностными лицами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Вымском районе (Княжпогостский район) проведена плановая проверка объекта, принадлежащего Емвинскому потребительскому обществу - столовой, расположенной по адресу: г. Емва, ул. Первомайская, д. 7, на предмет соблюдения обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, требований качества и безопасности реализуемой продукции.

В результате проведенных мероприятий по контролю установлены факты нарушения Емвинским потребительским обществом требований санитарного законодательства, а именно, норм Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“. Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 06-2/63 от 16.04.2007.

2 мая 2007 года ведущим специалистом - экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Вымском районе (Княжпогостский район) в отношении Емвинского потребительского общества составлен протокол об административном правонарушении N 06-2/72, в котором указаны факты выявленных в ходе проверки нарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении заместителем главного государственного санитарного врача по Усть-Вымскому району, Княжпогостскому району, Удорскому району вынесено Постановление N 06-2/112 от 8 мая 2007 г. о привлечении Емвинского потребительского общества к административной ответственности на основании ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 200 МРОТ (20 тыс. рублей).

Не согласившись с вынесенным Постановлением, Емвинское потребительское общество обжаловало его в судебном порядке, указав, что факты, отраженные в акте проверки, не соответствуют действительности, вина Общества в совершении правонарушения не доказана материалами дела.

Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.

На основании и во исполнение указанного Федерального закона N 52-ФЗ введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“.

Разделом 4 вышеуказанных СП 2.3.6.1079-01 предусмотрены требования к условиям работы в производственных помещениях, в том числе: светильники не должны размещаться над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами; осветительные приборы, арматура, остекленные поверхности окон и проемов содержатся в чистоте и очищаются по мере загрязнения ( пункты 4.15, 4.17).

Разделом 5 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрены требования к устройству и содержанию помещений, в том числе: потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение, и имеют уклоны к сливным трапам. Окраска потолков и стен производственных и вспомогательных помещений кондитерских цехов производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола ( пункты 5.5, 5.11).

Пунктом 6.6 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрены требования к колоде для разруба мяса.

В соответствии с п. 7.3 СП 2.3.6.1079-01 лица, сопровождающие продовольственное сырье и пищевые продукты в пути следования и выполняющие их погрузку и выгрузку, пользуются санитарной одеждой (халат, рукавицы и др.), имеют личную медицинскую книжку установленного образца с отметками о прохождении медицинских осмотров, результатах лабораторных исследований и прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Пунктом 13.1 СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

В соответствии с п. 9.10 СП 2.3.6.1079-01 полуфабрикаты, готовые блюда и другие изделия, вырабатываемые организациями для реализации через торговую сеть, изготавливаются по технологическим инструкциям, нормативной и технической документации, согласованной с органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Продукция, реализуемая вне организации через торговую сеть, должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений госсанэпидслужбы.

Статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению в виде наложения штрафа на юридических лиц от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Указом Президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ от 09.03.2004 N 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с передачей данной службе функций упраздненного Минздрава России по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, функций упраздненного Министерства по антимонопольной политике России в сфере защиты прав потребителей, а также функций Минэкономразвития и торговли России в сфере надзора на потребительском рынке.

В соответствии с п/п 5.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, к числу основных полномочий Федеральной службы и ее территориальных органов отнесено осуществление контроля и надзора за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 Кодекса органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в Кодекс соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 421 от 01.06.2005 утвержден перечень должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

С учетом изложенного и в соответствии со ст. 23.13, п. 1 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.6 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Проверкой установлено, что в помещении столовой, принадлежащей Емвинскому потребительскому обществу, имеют место многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических Правил СП 2.3.6.1079-01, что подтверждается актом проверки N 06-2/63 от 16.04.2007, протоколом N 06-2/72 от 02.05.2007, медицинской книжки грузчика Л.

Выявленные в ходе проверки факты нарушения санитарных правил подтвердил в судебном заседании представитель административного органа, принимавший участие в проверке Емвинского потребительского общества.

Представителями Общества в судебном заседании в подтверждение своей позиции об отсутствии нарушения п. 4.15 СП 2.3.6.1079-01 представлен суду для обозрения план помещения столовой с указанием на нем расположения электропроводки. При этом указано, что при приемке объекта участвовал работник СЭС и расположение осветительных приборов было согласовано, претензии со стороны контролирующего органа ранее не предъявлялись.

Суд считает указанную позицию заявителя ошибочной. Обязанность по соблюдению установленных требований действующего санитарного законодательства возложена на юридических лиц ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ. Согласование мест расположения осветительных приборов при приемке объекта в середине 1980-х годов, а также отсутствие ранее со стороны контролирующих органов претензий не освобождает организацию от соблюдения действующих в 2007 году требований санитарного законодательства. В данном случае Общество должно было принять меры по соблюдению действующих норм санитарного законодательства.

В подтверждение позиции об отсутствии со стороны Общества нарушений п. 4.17, 5.5, 5.11 СП 2.3.6.1079-01 заявителем представлены: план мероприятий по содержанию санитарного состояния объектов Емвинского потребительского общества на 2007 год, согласно которому косметический ремонт столовой запланирован на 2 квартал 2007 года; график проведения санитарных дней в столовой Емвинского ПО на 2007 год.

Вместе с тем, указанными пунктами санитарных правил предусмотрено постоянное содержание в чистоте помещений общественного питания, осветительных приборов, текущая уборка должна проводиться постоянно, своевременно и по мере необходимости. Запланированный косметический ремонт не освобождает предприятие общественного питания от соблюдения указанных норм.

Из акта проверки от 16.04.2007 следует, что подоконники в моечной комнате грязные, потолки требуют оштукатуривания и побелки, требуется окраска потолков, стен, водопроводных труб.

График проведения ежемесячных санитарных дней в столовой Емвинского ПО также не подтверждает соблюдение Обществом положений п. 4.17, 5.5, 5.11 СП 2.3.6.1079-01, поскольку указывает лишь на соблюдение им требований п. 5.12 Правил.

Обществом также представлен журнал регистрации лиц, поступивших на работу в Емвинское потребительское общество по санитарно-гигиенической и профессиональной подготовке и аттестации, по прохождению медицинских осмотров (подлинник для обозрения, копия в дело), Приказ N 52/2-П от 17.10.2006 о приеме на работу грузчика, должностная инструкция грузчика (рабочего), распоряжение Совета Емвинского потребительского общества от 16.12.2006 “Об организации и проведении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий“, указывающие, по мнению заявителя, на отсутствие нарушений с его стороны п. 7.3, 13.1 СП 2.3.6.1079-01.

Суд считает, что представленные документы не являются надлежащими доказательствами соблюдения Обществом указанных пунктов санитарных правил.

Из представленно медицинской книжки грузчика следует, что в ней отсутствуют отметки о прохождении последним медицинских осмотров, результатах лабораторных исследований и прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации. Также заявителем не представлены доказательства прохождения при приеме на работу предварительного медицинского осмотра и гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке, то есть в соответствии с приложением 3 к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.2004 и Приказом Минздрава Российской Федерации от 29.06.2000 N 229 “О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций“.

Вместе с тем, суд считает, что виновность Емвинского ПО в несоблюдении п. 6.6 и 9.10 СП 2.3.6.1079-01 не доказана материалами административного дела.

По заявлению Общества, колода для разруба мяса находилась в ином помещении столовой, в которое проверяющие не заходили. Пункт 6.6 не запрещает хранить инвентарь в специально отведенном месте.

Материалы административного дела не содержат достаточных доказательств, указывающих на отсутствие колоды для разруба мяса в проверяемой столовой. Из пояснений представителей Роспотребнадзора в судебном заседании следует, что, действительно, не все помещения столовой осматривались проверяющими.

Также материалы дела не содержат достаточных доказательств, указывающих на нарушение Емвинским ПО требований п. 4.17 СП 2.3.6.1079-01.

Представленные в материалы дела распоряжение N 33 от 29.03.2007 на проведение проверки в Торговом центре г. Емвы, акт отбора проб пищевых продуктов от 20.04.2007, протоколы лабораторных испытаний NN 102, 105 от 20.04.2007, протокол N 06-2/67 от 24.04.2007 и Постановление N 06-2/106 от 02.05.2007 в отношении предпринимателя Б. не доказывают факт реализации Обществом вырабатываемой продукции через торговую сеть без санитарно-эпидемиологического заключения. Из представленных документов нельзя однозначно установить, что реализуемые в проверяемых объектах полуфабрикаты реализуются именно Емвинским ПО, и полуфабрикаты имеют какое-то отношение к продукции, вырабатываемой Емвинским ПО.

Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вместе с тем, выявленных в ходе проверки иных нарушений требований СП 2.3.6.1079-01 достаточно для привлечения Общества к административной ответственности на основании ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд считает, что Емвинским ПО не предприняты все возможные и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм санитарного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Нарушений со стороны административного органа процессуальных требований, которые не позволили бы полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, судом не установлено, и на наличие таковых заявителем не указано.

Многочисленные нарушения заявителем санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения представляют реальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем правонарушение не может быть признано малозначительным.

Таким образом, обжалуемое Постановление N 06-2/112 от 08.05.2007 принято на основании действующих нормативных актов, вина юридического лица в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, оснований для удовлетворения требований Емвинского ПО о признании незаконным и отмене указанного постановления не имеется.

Подлинники административного материала возвратить административному органу согласно приложению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров).

Судья

Арбитражного суда

Республики Коми