Судебная практика

О признании частично недействующим пункта 3.11 Порядка организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденного Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Пермского края от 18.04.2007 N 134. По делу . Пермский край.

Резолютивная часть решения объявлена 4 марта 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 7 марта 2008 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе председательствующего Т.А.Трапезниковой, судей И.В.Байдиной, О.В.Вшивковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Щит“ к Министерству природных ресурсов Пермского края о признании нормативного правового акта недействующим.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя - Мангасарова Н.В. (доверенность от 23.01.2008, б/н, предъявлен паспорт);

ответчика - Морозов Е.Э. (доверенность N 30-03/3 от 07.02.2008, предъявлен паспорт).

Общество с ограниченной ответственностью “Щит“ (далее по тексту - ООО “Щит“, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим положения пункта 3.11 Порядка организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденного Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Пермского края N 134 от 18.04.2007, в части установления обязанности лиц, обращающихся с заявками на участие в аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, прилагать к соответствующим заявкам документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, как не соответствующего положениям частей 11, 12 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Лесной кодекс РФ, Кодекс).

Требования заявитель обосновывает тем, что перечень документов, которые должны быть приложены к заявке на участие в аукционе, установлен Лесным кодексом как исчерпывающий. Оспариваемым же Порядком данный перечень дополнен подлежащим приложению к заявке на участие в аукционе документом, подтверждающим полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

В доказательство нарушенных прав заявитель представил уведомление ГКУ “Колвинский лесхоз“, согласно которому ООО “Щит“ не допущено к участию в аукционе, поскольку к заявке не был приложен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 37), считает, что поскольку части 11, 12 статьи 79 Лесного кодекса РФ не регламентируют порядок подачи заявки уполномоченным лицом, то в пункте 3.11 оспариваемого нормативного правового акта конкретизировано применение нормы гражданского законодательства, связанной с наличием письменного уполномочия (доверенности) одного лица (заявителя) другому лицу для осуществления действий от его имени, что соответствует статье 3 названного Кодекса.

Рассмотрев материалы дела в соответствии со статьями 191, 193, 194 АПК РФ, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Министерством промышленности и природных ресурсов Пермского края (в настоящее время Министерство природных ресурсов Пермского края) 18.04.2007 издан Приказ N 134 “Об организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений“ (далее по тексту - Приказ).

Пунктом 8 Приказа предусмотрено, что он вступает в силу после принятия Правительством Российской Федерации нормативно-правовых актов, предусмотренных статьей 77 Лесного кодекса РФ.

Согласно пункту 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством РФ.

Во исполнение вышеуказанного положения Постановлением Правительства N 406 от 26 июня 2007 г. утверждены Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее по тексту - Правила), вступившие в силу с 10.07.2007.

Следовательно, положения оспариваемого Порядка подлежат применению также с 10.07.2007.



В соответствии с пунктом 3.11 Порядка к заявке на участие в аукционе прилагаются:

документ, подтверждающий факт внесения задатка;

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки;

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (участника).

Заявитель, считая, что данный пункт Порядка противоречит Лесному кодексу РФ как правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поскольку незаконно возлагает на участника лесных правоотношений дополнительную обязанность и тем самым нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд.

ООО “Щит“ зарегистрировано в качестве юридического лица 01.10.2002. Согласно Уставу основными видами деятельности Общества являются в том числе заготовка и переработка древесины, торгово-закупочная деятельность.

В силу статей 191, 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (согласно структуре исполнительных органов государственной власти Пермского края, утвержденной Указом губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121, Министерство природных ресурсов Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края) и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Пунктом 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 406, предусмотрено, что аукционы по продаже права на заключение договора, а также заключение договора по результатам аукциона проводятся в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Согласно статье 77 Лесного кодекса РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов.

Статьей 79 Лесного кодекса РФ определен порядок организации таких аукционов. В частности, частью 11 данной статьи предусмотрено, что к заявке на участие в аукционе прикладываются только два документа:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки;

документы, подтверждающие факт внесения задатка.

В соответствии с частью 12 этой же статьи организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не указанные в части 11 настоящей статьи. Из изложенного следует, что перечень документов, которые должны быть приложены к заявке на участие в аукционе, является исчерпывающим.

В нарушение положений части 11 статьи 79 Кодекса оспариваемым ненормативным правовым актом на подателя заявки возложена обязанность по представлению документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.



Учитывая, что в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральному законодательству.

Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также изучив положения действующего законодательства, регулирующего особенности организации проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, пришел к выводу о том, что положения пункта 3.11 Порядка организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденного Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Пермского края N 134 от 18.04.2007, противоречат положениям действующего законодательства, а именно частям 11, 12 статьи 79 Лесного кодекса РФ.

С учетом изложенного выше суд находит подлежащими удовлетворению требования заявителя.

Доводы ответчика о том, что части 11, 12 статьи 79 Лесного кодекса РФ регламентируют только случаи подачи заявки на участие в аукционе лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени заявителя, а также что в связи с подачей заявки неуполномоченным лицом возможна, в нарушение части 13 этой же статьи, подача повторной заявки, признаны судом основанными на неправильном толковании норм материального права и не имеющими правового значения для рассмотрения данного дела.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на Министерство природных ресурсов Пермского края.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края

решил:

Признать недействующим п. 3.11 Порядка организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденного Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Пермского края N 134 от 18.04.2007, в части установления обязанности лиц, обращающихся с заявками на участие в аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, прилагать к соответствующим заявкам документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (участника), как не соответствующий положениям частей 11, 12 ст. 79 Лесного кодекса РФ.

Взыскать с Министерства природных ресурсов Пермского края в пользу ООО “Щит“ государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Исполнительный лист выдать.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Т.А.ТРАПЕЗНИКОВА

Судьи

И.В.БАЙДИНА

О.В.ВШИВКОВА