Судебная практика

О признании Закона Пермской области “О передаче органам местного самоуправления Пермской области полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния“ противоречащим Федеральному закону “Об актах гражданского состояния“. Решение от 18 августа 2000 года № 3-221-2000. Пермский край.

Пермский областной суд в составе:

       председательствующего:  Бестолкова А.И.        при участии прокурора:  Кузнецовой И.А.        при секретаре:          Ивашкиной И.С. 


рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Перми 18 августа 2000 г. дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области о признании закона Пермской области “О передаче органам местного самоуправления Пермской области полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния“ от 5.03.1999 г. N 414-54, противоречащим Федеральному закону “Об актах гражданского состояния“ (ст. 4), Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ и, следовательно, недействующим, не подлежащим применению и

установил:

Закон Пермской области “О передаче органам местного самоуправления Пермской области полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния“ от 5.03.1999 г. N 414-54, опубликованный в газете “Звезда“ 16.03.1999 г. и “Бюллетене Законодательного Собрания и Администрации Пермской области“ N 1-2 30.04.1999 г. определил порядок передачи органам местного самоуправления Пермской области государственных полномочий Пермской области по регистрации актов гражданского состояния; закрепил экономические, правовые и финансовые основы регулирования данных правоотношений; предусмотрел, что наделение органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется на основе Конституции РФ, федерального и областного законодательства; установил контроль за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, предусмотрел, что осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в Пермской области возлагается на органы записи актов гражданского состояния в органах местного самоуправления городов и районов области, а в поселковых и сельских администрациях возлагается на уполномоченных должностных лиц; определил компетенцию органов местного самоуправления по утверждению Положения об органе записи гражданского состояния и компетенцию комитета записи актов гражданского состояния администрации Пермской области по возложению на уполномоченных должностных лиц полномочий по записи актов гражданского состояния в закрытых административно-территориальных образованиях.

Заместитель прокурора Пермской области оспорил названный закон в суде по мотиву его противоречия федеральному законодательству, считая, что Федеральный закон “Об актах гражданского состояния“ наделил субъекты РФ только полномочиями по образованию органов записи актов гражданского состояния и не предоставил право на передачу полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления. Кроме того, оспариваемый закон предусматривает создание в структуре органов местного самоуправления специального органа по регистрации актов гражданского состояния, что недопустимо, т.к. структура и порядок формирования органов местного самоуправления определяются муниципальными образованиями самостоятельно.

Представитель Законодательного Собрания Пермской области Ходорова О.П. требований прокурора не признала, считая, что оспариваемый закон Пермской области соответствует федеральному законодательству, т.к. в силу ст. 4 ФЗ “Об актах гражданского состояния“ вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов РФ решаются субъектами РФ самостоятельно. Субъекты РФ наделены полномочиями по передаче отдельных своих полномочий органам местного самоуправления с соблюдением положений статей 5, 6 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“. Полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния не передавались органам местного самоуправления вновь, а переданы по факту реального осуществления в силу ранее действующего законодательства ст. 49-76 Закона РФ “О местном самоуправлении в РФ“, ст. 56 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные ими доказательства в их совокупности, суд находит заявление заместителя прокурора Пермской области подлежащим удовлетворению.

В силу пункта о) ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ. Регистрация актов гражданского состояния производится специально уполномоченными органами записи актов гражданского состояния от имени государства, органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния (ст. 47 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон “Об актах гражданского состояния“ от 15.11.1997 г. N 143-ФЗ, вступивший в силу 20.11.1997 г., со дня его официального опубликования, определил органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния; порядок этой регистрации; порядок формирования актовых книг; порядок и срок их хранения; порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния; предусмотрел, что государственную регистрацию актов гражданского состояния производят органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов РФ, вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов РФ решаются ими самостоятельно на основании настоящего федерального закона, а координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (ст. 1, 4).

Из положений названного федерального закона следует, что полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния принадлежат органам записи актов гражданского состояния, образованным органами государственной власти субъектов РФ и консульским учреждениям РФ за пределами территории Российской Федерации (ст. 5 федерального закона). Это означает, что органы государственной власти субъектов РФ обязаны решить вопрос об образовании и деятельности органов ЗАГС в структуре органов государственной власти субъекта и в его административно-территориальных единицах. Органы ЗАГС входят в систему органов государственной власти субъектов РФ, осуществляют свою деятельность от имени РФ, используют печать с изображением Герба РФ, их сотрудники являются государственными служащими, следовательно, они не могут входить в структуру органов местного самоуправления. В силу п.5 ст. 76 Конституции РФ законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ.

Оспариваемый закон Пермской области противоречит ст. 47 ГК РФ, ст. 4 ФЗ “Об актах гражданского состояния“, статьям 6, 8 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, т.к. субъект федерации Пермская область вторглась в компетенцию РФ по определению органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, определив таковыми органы местного самоуправления Пермской области, а не образовав органов записи актов гражданского состояния в структуре органов государственной власти Пермской области. Федеральный закон “Об актах гражданского состояния“ не наделяет полномочиями по регистрации актов гражданского состояния органы местного самоуправления, как и не делегирует прав органам местного самоуправления по созданию в структуре этих органов специальных органов по регистрации актов гражданского состояния. Закон Пермской области, предусматривающий создание таких органов и уполномоченных должностных лиц в структуре органов местного самоуправления (ст. 12, 13), находится в противоречии с правом населения муниципальных образований самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Доводы представителя Законодательного Собрания Пермской области о возможности передачи полномочий по регистрации актов гражданского состояния в соответствии с положениями ст. 5, 6 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ несостоятельны, т.к. ФЗ “Об актах гражданского состояния“ наделил субъекты РФ только правом решения вопросов образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния, а не полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководствуясь ст. 192, 239 ГПК РСФСР, суд

решил:

Удовлетворить заявление заместителя прокурора Пермской области.

Признать закон Пермской области “О передаче органам местного самоуправления Пермской области полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния“ от 5.03.1999 г. N 414-54 противоречащим Федеральному закону “Об актах гражданского состояния“ (ст. 4), Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ (ст. 6, 8), ст. 47 Гражданского кодекса РФ и, следовательно, не действующим, не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о настоящем решении по вступлению его в силу подлежит опубликованию в газете “Звезда“ и “Бюллетене Законодательного Собрания и администрации Пермской области“.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский областной суд.

Председательствующий

А.И.БЕСТОЛКОВ