Судебная практика

Об административной ответственности за осуществление перевозок пассажиров с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). По делу . Республика Коми.

Судья Арбитражного суда Республики Коми XXXXXXXXX X.X.,

при ведении протокола судебного заседания ею же,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сыктывкарского представительства УГАДН по РК

к ООО “Пегас“

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: представитель по доверенности от 30.07.2007,

от ответчика: представитель по доверенности N 007 от 01.08.2007,

установил:

Сыктывкарское представительство Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми (Сыктывкарское представительство УГАДН по РК) обратилось с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью “Пегас“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Основанием к привлечению к ответственности указано, что при проведении внеплановой проверки Общества с ограниченной ответственностью “Пегас“ (основание - Приказ УГАДН по РК N 551/инс. от 02.07.2007) установлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (акт N 90 от 12.07.2007), выразившиеся в следующем:

не проведено обследование дорожных условий, пунктов посадки, высадки пассажиров на маршруте N 18 ( п. 5 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27; п. 4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2);

отсутствуют акты изучения пассажиропотоков (Приказ Минтранса РСФСР “Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте“ от 31.12.1981 N 200);

в графике работы (сменности) водителей не установлено время начала, окончания работы (смены), время перерывов для отдыха и питания ( п. 4 Положения об обеспечении режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15);

в графике движения на маршруте не указано время прохождения остановок ( п. 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27);

сокращена продолжительность проведения стажировки водителя К.: маршрутная стажировка составила 70 часов при норме 102 часа, предмаршрутная стажировка не проводилась ( п. 3.2.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27);



работы по выполнению первого технического обслуживания автобусов проведены ООО “Пегас“, не имеющим сертификата соответствия и необходимого оборудования ( п. 3 ст. 18 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995 N 196-ФЗ, п. 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15);

автобус “AERO CITY 540“ N АК319/11 использовался для перевозок пассажиров без лицензионной карточки ( п. 4 “з“ Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, п. 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, в редакции Постановления Правительства РФ от 14.12.2003 N 767).

Не признавая приведенные факты (подробно доводы изложены в отзыве), ООО “Пегас“ указало на наличие договора с ООО “Сыктывкаравтотранс“, которое обязано информировать его об условиях работы на городских маршрутах, в том числе предоставлять информацию о соответствии состояния дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения. В части оценки соответствия дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава ООО “Пегас“ указало, что последняя проводится комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции. Решение о проведении оценки соответствия состояния автомобильных дорог выносится органами исполнительной власти (администрации) на основании предложения организации, осуществляющей перевозки пассажиров, по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов. Помимо отсутствия вины, в настоящее время нарушение устранено, так как Общество своими силами провело данное обследование, о чем был составлен акт от 26.07.2007. Копия указанного акта передана в ООО “Сыктывкаравтотранс“ для решения вопроса о продолжении эксплуатации маршрута,... обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем движения автобусов. Информацию о состоянии (численности) пассажиропотоков также должно предоставлять ООО “Сыктывкаравтотранс“. Являясь перевозчиком, ООО “Пегас“ должно получать данную информацию в соответствии с условиями договора. После проведения проверки нарушение устранено, составлен акт N 18 от 31.07.2007. Контроль за соблюдением режима работы обеспечивается. В соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей транспортных средств (автобусов) ООО “Пегас“ от 2 июля 2007 г. при суммарном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительно работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Также указанное Положение регламентирует продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания, которая равна не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). После проведения внеплановой проверки нарушение было устранено, принято Приложение N 1 к Графику работы (сменности) водителей автобусов, в котором указываются время начала, окончания работы (смены), а также время перерывов для отдыха и питания. Согласованное расписание движения по маршруту также должно предоставлять ООО “Сыктывкаравтотранс“. После проведения проверки расписание составлено, утверждено ООО “Сыктывкаравтотранс“. Прохождение стажировки XXXXXXXXXX X.X. осуществлено в реальных условиях движения при осуществлении регулярных пассажирских перевозок на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель должен был работать. Маршрутная стажировка составила 11 дней - 132 часа (по 12 часов в день), что подтверждается листком прохождения специальной подготовки и стажировки на линейном автобусе водителя XXXXXXXXX X.X. Предмаршрутная стажировка была проведена (журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда и Книга учета по проведению вводного инструктажа по БД). Техническое обслуживание автобусов проводится ООО “Сыктывкаравтотранс“. Также ООО “Пегас“ выполняет техническое обслуживание автобусов на основании договора на предоставление услуг по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования от 16.10.2006 с ООО “Автоконтроль“. Отсутствие лицензионной карточки обусловлено единоличным решением директора XXXXXXXXXX X.X. о выпуске автобуса на линию, исходя из наличия лицензии, договора на перевозку пассажиров, технической исправности транспортного средства, подготовленности водителя. Кроме того, уже 02.07.2007 ООО “Пегас“ обратилось с заявлением на получение лицензионной карточки. Соответственно, имеет место вина должностного лица Общества.

По делу объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 6 августа 2007 г. и до 15 час. 00 мин. 7 августа 2007 г.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев имеющиеся в деле и представленные сторонами документы и материалы, суд находит, что заявление Сыктывкарского представительства УГАДН по РК подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующих обстоятельств.

2 июля 2007 г. заместителем Сыктывкарского представительства УГАДН по РК принят Приказ о проведении внеплановой проверки ООО “Пегас“ по вопросу соблюдения им Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 “Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)“, Приказов Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2 “Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами“, от 22.06.1998 N 75 “Об утверждении сертификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом“, от 20.08.2004 N 15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“.

Основанием к проведению внеплановой проверки указан факт ДТП с особо тяжкими последствиями (02.07.2007 около 08-00 водитель XXXXXXXX X.X., 1960 г. р., управляя автобусом АЭРОСИТИ, гос. номер АК 31911, двигался по автодороге Сыктывкар - Ухта, на 12 км при совершении обгона не справился с рулевым управлением и совершил опрокидывание автобуса на правый бок. Пострадали 26 человек.).

По результатам проверки был составлен акт от 12.07.2007 и протокол об административном правонарушении от 13 июля 2007 г. N 37.

ООО “Пегас“ была выдана лицензия N АСС-11-004734 от 12.07.2007 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Ранее выданная лицензия от 20.11.2006 за этим же номером содержала неверные ИНН и ОГРН Общества, в связи с чем по заявлению последнего были внесены изменения.

Наличие данного обстоятельства стороны расценивают в качестве технической ошибки, отмечая, что неверные ИНН и ОГРН были указаны в заявлении на выдачу лицензии.

Осуществляемый Обществом вид деятельности в соответствии с подпунктом 62 части 1 ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 08.08.2001 N 128-ФЗ подлежит лицензированию: перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).

В соответствии со ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( часть 3) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Суд отмечает, что осуществляемая Обществом деятельность связана с эксплуатацией источника повышенной опасности, сопряжена с риском для жизни и здоровья граждан.



Согласно подпункту “в“ п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:...

соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;...

В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Суд находит обоснованным указание заявителя на нарушение лицензионных требований и условий ООО “Пегас“, в том числе:

не проведено обследование дорожных условий, пунктов посадки, высадки пассажиров на маршруте N 18;

отсутствуют акты изучения пассажиропотоков;

в графике работы (сменности) водителей не установлено время начала, окончания работы (смены), время перерывов для отдыха и питания;

в графике движения на маршруте не указано время прохождения остановок;

сокращена продолжительность проведения стажировки водителя XXXXXXXXX X.X.;

работы по выполнению первого технического обслуживания автобусов проведены ООО “Пегас“, не имеющим сертификата соответствия и необходимого оборудования;

автобус “AEROCITY 540“ N АК319/11 использовался для перевозок пассажиров без лицензионной карточки.

Согласно п. 5.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов организации и водители - предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.

Равно как и пунктом 4 Положения об обеспечении безопасности перевозок автобусами установлено сообщение владельцами автобусов о выявленных недостатках в состоянии автомобильных дорог. Последнее невозможно без оценки соответствия дорожных условий установленным требованиям безопасности.

В соответствии с п. 5 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте организация пассажирских перевозок включает:

систематическое изучение пассажиропотоков;...

В соответствии с п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительно работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно п. 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.

В соответствии с п. 3.2.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.

Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.

В соответствии с п. 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, предприятие обязано организовать и провести техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84.

В соответствии с подпунктом “з“ п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) лицензионным требованием и условием является наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации. Наличие лицензионной карточки установлено Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Как отмечено выше, судом не принимаются возражения ООО “Пегас“.

Доводы Общества о наличии договора с ООО “Сыктывкаравтотранс“ судом не принимаются в качестве обстоятельства, исключающего ответственность за нарушение лицензионных требований и условий. В рассматриваемой ситуации перевозка пассажиров осуществляется лицензиатом, соответственно, последний в силу вышеприведенных положений законодательства обязан соблюдать лицензионные условия и требования.

Указание Общества на устранение ряда нарушений судом не принимается в качестве доказательства их отсутствия, поскольку устранение нарушений должно производиться лицензиатом независимо от его привлечения к административной ответственности.

В части сокращения продолжительности стажировки водителя XXXXXXXXX X.X. судом также учитываются приведенные заявителем доводы о том, что водитель-наставник в определенные дни не работал.

Отсутствие сертификата лицензиатом не оспаривается, факт выполнения первого технического обслуживания подтверждается объяснением руководителя.

Равно как и не оспаривается лицензиатом и отсутствие лицензионной карточки.

Согласно ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.

С учетом изложенного суд находит установленным факт совершения Обществом с ограниченной ответственностью “Пегас“ административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Как отмечено выше, с учетом вида осуществляемой Обществом деятельности, которая связана с эксплуатацией источников повышенной опасности и перевозкой пассажиров, суд находит, что правонарушение по своему характеру не может расцениваться как малозначительное и не влекущее последствий, лицензиат обязан неукоснительно соблюдать установленные законом требования и условия.

За совершение правонарушения ООО “Пегас“ подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.

При назначении наказания в виде административного штрафа суд, руководствуясь статьей 32.2 КоАП РФ, направляет исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности.

Исполнительный лист направляется в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения указанного решения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Выдать исполнительный лист после вступления решения в силу.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд.

Судья

Арбитражного суда

Республики Коми