Судебная практика

Реализация продукции в счет натуральной оплаты труда и перевозка работников транспортом предприятия к рабочим местам не являются предпринимательской деятельностью, следовательно не облагаются ЕНВД. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми

в составе судьи XXXXXXXXX X.X.

при ведении протокола судебного заседания XXXXXXXXX X.X.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества “Зеленецкий свинокомплекс“

к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Коми

о признании недействительным решения N 11-07/4 от 29.03.2007 в части

при участии в заседании:

от заявителя: XXXXXXXX X.X.

от ответчика: XXXXXXX X.X., XXXXXXX X.X.

установил:

Открытое акционерное общество “Зеленецкий свинокомплекс“ (далее - Общество, предприятие) обратилось с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Коми (далее - Инспекция) N 11-07/4 от 29.03.2007 в части.

Решением руководителя Агентства Республики Коми по управлению имуществом N 555 от 29.12.2006 государственное унитарное предприятие Республики Коми “Зеленец“ приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество “Зеленецкий свинокомплекс“.

Согласно Уставу открытого акционерного общества “Зеленецкий свинокомплекс“ Общество является правопреемником ГУП Республики Коми “Зеленец“.

С заявленными требованиями налоговый орган не согласен, доводы изложены в представленном отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 06.07.2007 до 11 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка, оформленная актом N 11-07/4 от 5 марта 2007 года, государственного унитарного предприятия Республики Коми “Зеленец“ по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, в том числе по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по вопросу правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления налоговым агентом налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 по 14.01.2007.

В ходе проверки установлено, что предприятием не уплачен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в результате занижения налогооблагаемой базы в сумме 68980 руб., в том числе в 2004 году: в 1 квартале в сумме 7006 руб.; во 2 квартале в сумме 7006 руб.; в 3 квартале в сумме 7006 руб.; в 4 квартале в сумме 7006 руб.; в 2005 году: 1 квартал - 10 239 руб.; 2 квартал - 10 239 руб.; 3 квартал - 10 239 руб.; 4 квартал - 10 239 руб.

В нарушение ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие не исчисляло и не уплачивало единый налог на вмененный дохо торговли по магазину N 1 с. Зеленец и от оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемой организацией, эксплуатирующей не более 20 транспортных средств.

Инспекцией 19.01.2007 произведен осмотр магазина N 1, которым установлено, что площадь торгового зала составила 16,2 кв.м, что соответствует техническому паспорту, составленному Республиканским бюро технической инвентаризации от 30.10.2003, инвентарный N 734; в магазине реализовывался товар как собственного производства, так и покупной - рыба, печень трески, чай, маргарин, кофе и т.д.; товар реализовывался за наличный расчет с использованием ККТ и выручка от реализации товара сдавалась в кассу предприятия по приходным кассовым ордерам; приказом предприятия N 126 от 25.06.2003 определен режим работы магазина: с 8.00 час до 15.00 час. ежедневно, суббота, воскресенье - выходные; ассортимент реализуемой продукции не включал ликеро-водочную продукцию; из объяснительной продавца магазина N 1 от 19.01.2007 следует, что в 2004 - 2005 гг. в магазине реализовывался товар покупной, поступающий по накладным из других магазинов, и был реализован за наличный расчет, с выдачей чека и в счет заработной платы. Полученная выручка сдавалась в кассу предприятия.

Предприятием в 2004 - 2005 гг. оказывались услуги по перевозке пассажиров автобусом марки ПАЗ-32050 (регистрационный номер В917 АУ 11) и грузов автомобилем ГАЗ-53А (регистрационный номер 66-67 КМН). Единый налог на вмененный доход за оказанные автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов предприятие не исчисляло и не уплачивало.

В нарушение п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации в проверяемом периоде установлено неперечисление в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц в сумме 2 093 414 руб. Предприятием исчислен и удержан налог на доходы физических лиц по фактически выплаченной заработной плате - 3 518 847 руб., перечислено 1 425 433 руб.

По материалам проверки Инспекцией принято решение N 11-07/4 от 29.03.2007, которым к предприятию применена ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога на вмененный доход в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 13 796 руб., предложено перечислить 68 980 руб. - сумму неуплаченного налога, а также пени в сумме 20 292, 21 руб.; предусмотренная ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению, в сумме 418682,80 руб.

С решением налогового органа в указанной части Общество не согласилось и обжаловало его в судебном порядке.

Заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В подпункте 4 пункта 2 данной статьи указано, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации, в том числе в отнош торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

В соответствии со ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Согласно ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:

Вид предпринимательской деятельности:

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы. Физический показатель: площадь торгового зала (в квадратных метрах), базовая доходность в месяц - 1 800 руб.

Статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по дого купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В данном случае реализацию продукции в счет натуральной оплаты труда нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность в с торговли.

Согласно статье 131 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации.

Таким образом, отношения по выдаче работникам продуктов в счет оплаты труда являются трудовыми, а не гражданско-правовыми, в связи с чем такие операции не являются предметом регулирования законодательством о едином налоге на вмененный доход.

Налогоплательщик в своих доводах указал на то, что в 2004 - 2005 гг. реализация покупного товара производилась в счет заработной платы, продукция собственного производства реализовывалась за наличный расчет работникам предприятия. Магазин находился на территории предприятия, и свободный доступ в магазин лицам, не являющимся работниками предприятия, ограничен.

В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено доказательств того, что в проверяемый период ответчиком реализовывался покупной товар, ссылка на протокол осмотра от 19 января 2007 года, которым установлена реализация товара за наличный расчет с применением ККМ, не может быть принята во внимание, поскольку в период проверки предприятие уплачивало единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, из представленных копий накладных на поступление покупных товаров и копий квитанций к приходно-кассовым ордерам по магазину N 1 невозможно определить, реализовывался именно покупной товар за наличный расчет или продукция собственного производства.

Оценка местонахождения магазина (закрытая территория предприятия) налоговым органом не дана.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Понятие “услуги по перевозке пассажиров и грузов“ для целей налогообложения налоговым законодательством не определено, поэтому в силу статьи 11 Кодекса при определении данного понятия подлежат применению нормы гражданского законодательства.

На основании статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Из приведенной нормы следует, что оказание услуг по перевозке грузов предполагает наличие грузоотправителя и перевозчика. Перевозка собственной продукции не подпадает под установленное гражданским законодательством понятие “договор перевозки груза“.

Как видно из материалов дела, предприятие осуществляло доставку собственной продукции мясных изделий и мяса ЧП Варданян, что подтверждается счетами-фактурами, поэтому данный вид деятельности не подлежал обложению единым налогом на вмененный доход.

Статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

В соответствии с п. 78, 79 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР N 12 от 8 января 1969 г., на проезд в автобусе и маршрутном таксомоторе, а также на провоз багажа каждый пассажир обязан иметь билет.

Автотранспортное предприятие или организация обязаны обеспечить продажу пассажиру проездного билета в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР. В автобусах междугородных маршрутов автотранспортное предприятие или организация обязаны предоставить пассажирам места для сидения.

Формы билетов и других проездных документов, порядок продажи и пользования ими, срок их годности устанавливаются Министерством автомобильного транспорта РСФСР.

Для проезда пассажиров и провоза багажа на междугородных маршрутах автотранспортные предприятия и организации производят продажу билетов на всех остановочных пунктах в кассах или, в исключительных случаях, где не организована кассовая продажа билетов, - через шоферов (кондукторов).

Для проезда в автобусах междугородных маршрутов в начальных, конечных и наиболее крупных остановочных пунктах производится предварительная продажа билетов ( п. 79).

В материалы дела представлен договор N 1 по перевозке пассажиров работников МУП “ЖСК с. Зеленец“ от 10.09.2003, которым предусмотрена перевозка работников МУП “ЖСК“ в пункт назначения - котельная с. Зеленец, находящаяся на территории ГУП Республики Коми “Зеленец“.

Фактически Заявителем осуществляется перевозка работников транспортом предприятия к рабочим местам.

Налоговым органом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств осуществления предприятием деятельности по осуществлению перевозки пассажиров.

На основании изложенного у Инспекции не было оснований для начисления обществу Единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, пеней и привлечения к ответственности за неуплату этого налога.

Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые агенты обязаны правильно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

На основании пункта 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.

В пункте 4 статьи 226 Кодекса определено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Согласно пункту 2 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприятие как налоговый агент удержало с физических лиц и не перечислило в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 2 093 414 руб. Данный факт не оспаривается ответчиком. Сумма налога Обществом уплачена 29 мая 2007 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 226 Кодекса уплата налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается.

В своих доводах Заявитель просит уменьшить размер налоговой санкции и пени, указывая на тяжелое финансовое положение предприятия, наличие убытков, отраженных в бухгалтерских балансах.

В соответствии со ст. 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства судом учитываются как смягчающие вину обстоятельства, налоговые санкции, начисленные в соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшены в 20 раз.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы и соответствующей уплате пеней, установленных ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма пени уменьшению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить в части.

Признать решение Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Коми N 11-07/4 от 29 марта 2007 года “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ недействительным (незаконным) в части:

привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога на вмененный доход в сумме 13 796 руб.;

привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 397 748,66 руб.;

доначисления единого налога на вмененный доход в сумме 68 980 руб.;

доначисления пени по единому налогу на вмененный доход в сумме 20 292,21 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 1 по Республике Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС N 1 по Республике Коми в пользу Открытого Акционерного общества “Зеленецкий свинокомплекс“ судебные расходы в сумме 1 500 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

Арбитражного суда

Республики Коми