Судебная практика

О признании недействующим решения Пермской городской Думы от 27.11.2001 N 162. Решение от 17 ноября 2003 года. Пермская область.

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в заседании суда заявление индивидуального предпринимателя П-й Е.С., к Пермской городской Думе, с участием администрации города Перми, финансового департамента администрации города Перми, департамента имущественных отношений администрации города Перми о признании недействующим решения Пермской городской Думы от 27.11.2001 N 162 “О внесении изменений в решение городской Думы от 28.04.1998 N 81 “Об утверждении порядка взимания налога на территории города“, установил:

В порядке ст. 176 АПК РФ решение в полном объеме изготовлено 18.11.2003.

Индивидуальным предпринимателем П-й Е.С. заявлены требования о признании недействующим решения Пермской городской Думы от 27.11.2001 N 162 “О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 28.04.1998 N 81 “Об утверждении порядка взимания налога на территории города“.

Свои требования заявитель мотивирует несоответствием данного решения положениям ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“, ст. 3, 5 Налогового кодекса РФ, ст. 7 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, ст. 8 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления РФ“.

По мнению заявителя, действующим законодательством органам местного самоуправления предоставлено лишь право дифференциации средних ставок земельного налога по местоположению и з градостроительной ценности территории. При этом, расчетная налоговая масса в целом по населенному пункту должна быть равна сумме налога, исчисленной по средней ставке с учетом установленных коэффициентов и площади населенного пункта в его границах. Фактически средние ставки земельного налога, действовавшие в г. Перми в 1998-2001 гг., превышают средние ставки земельного налога, исчисленные в соответствии с положениями Закона РФ “О плате за землю“ с учетом повышающих коэффициентов за указанные годы.

Представитель Пермской городской Думы заявленные требования не признает, указав, что принятие оспариваемого решения является реализацией полномочий представительного органа местного самоуправления, установленных ст. 7 ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 8 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ и ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“. Согласно действующему законодательству уплата земельного налога должна производиться по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и з градостроительной ценности, утвержденным органами местного самоуправления, а не по средним ставкам. Оспариваемое решение не устанавливает новые налоги и сборы, налоговые ставки земельного налога не повышает, иным способом не ухудшает положение налогоплательщика. Более того, названным решением были установлены льготные ставки земельного налога за земли, предоставленные организациям и гражданам для строительства жилья в период его строительства, до ввода в эксплуатацию, в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах. Следовательно, распространение действия оспариваемого решения на отношения, возникшие с 01.01.1998, не может ухудшать положение налогоплательщиков.

Департамент имущественных отношений администрации города заявленные требования не признает, ввиду того, что установление дифференцированных ставок земельного налога в указанных размерах произведено в соответствии с законом “О плате за землю“ и дополнительно вносимых изменений в ставку земельного налога федеральными законами о федеральном бюджете на 1999-2001 гг., которые в дальнейшем не были отмены.

Департамент финансов администрации города по существу спора поясняет, что методика определения зон градостроительной ценности территории города была разработана Естественно-научным институтом на основании Закона РФ “О плате за землю“, Постановления Правительства РФ от 25.02.1992 N 112 “Об утверждении порядка определения ставок земельного налога и нормативной цены земли...“. Статья 8 Закона РФ “О плате за землю“ не содержит нормы, ограничивающие размеры дифференциации ставок.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:

28.04.1998 решением Пермской городской Думы было утверждено Положение “О порядке исчисления и уплаты земельного налога“, данное решение опубликовано в газете “Вечерняя Пермь“ 25.05.1998 N 55.

27.11.2001 решением Пермской городской Думы N 162 в решение N 81 от 28.04.1998 были внесены изменения в Приложение N 2 “Дифференцированные ставки земельного налога за земли города“.

В соответствии с решением N 162 Пермской городской Думой были установлены дифференцированные ставки земельного налога на территории г. Перми, в том числе на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства на 1998-2001 гг. в пределах зон города, отраженных в Приложении N 3 к решению городской Думы N 81 от 28.04.1998.

Согласно п. 2 оспариваемого решения оно вступает в силу с момента опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 01.01.1998.

Данный нормативный акт опубликован 06.12.2001 в газете “Вечерняя Пермь“ N 49.

П-ва Е.С. имеет статус индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица по свидетельству о государственной регистрации N 1065/99 от 01.10.1999.



Постановлением администрации города Перми от 29.11.2002 N 3361 на основании п. 7 ст. 22, ст. 35 ЗК РФ, свидетельства о государственной регистрации права от 15.11.2000 N 59АА 638723 предпринимателю П-й Е.С. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1577,3 кв. м под встроенными помещениями магазина по продаже тканей “Рашель“ в жилом доме по ул. Луначарского, 69, в квартале 137 Ленинского района за счет городских земель (без выделения в натуре, в соответствии с долей собственности от общей площади помещений в жилом доме). Согласно приложению N 2 к проекту договора аренды данного земельного участка арендная плата рассчитана с учетом ставок земельного налога, действующих в городе.

В соответствии с п. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предприниматель П-а Е.С. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Пермской городской Думы N 162 от 27.11.01 в полном объеме как нарушающего его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вместе с тем, судом установлено, что приложением N 2 к оспариваемому решению Думы были утверждены ставки за земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства на 1998-2001 гг.

Установление и дифференциация данных ставок земельного налога не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, судом не рассматривается законность дифференциации данных ставок оспариваемым решением. В удовлетворении заявленных требований в указанной части следует отказать.

Кроме того, заявитель, оспаривая решение N 162 в полном объеме, приводит основания для признания недействующим п. 2 решения и приложения N 2 к данному решению в части установления дифференцированных ставок.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 194 АПК РФ в обязанности суда входит проверка того или иного нормативного акта на предмет соответствия его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ земельный налог относится к местным налогам.

При этом в пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления.

В силу положений ст. 40 Устава г. Перми представительным органом городского самоуправления в городе является городская Дума.



Согласно ст. 12 НК РФ при установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности.

Налоговый кодекс РФ не регламентирует порядок установления земельного налога. На федер порядок установления земельного налога определен Законом РФ “О плате за землю“.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ “О плате за землю“ N 1738-1 от 11.10.1991 налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, согласно приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и з градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

Согласно таблице 1 приложения N 2 к Закону РФ “О плате за землю“ средняя ставка по городу (Уральский регион, численность населения 1000-3000 тыс. человек) принимается в размере 2,3 руб. за квадратный метр в расчете на год.

Корректирующий коэффициент увеличения средней ставки за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, по таблице 3 приложения N 2 к названному Закону, по городу равен 2,6. Следовательно, средняя ставка земельного налога по городу составила 5.98 руб./кв. м (2.3 х 2.6).

28.04.1998 решением Пермской городской Думы было утверждено Положение “О порядке исчисления и уплаты земельного налога“. Пунктом 3.3 названного решения утверждено описание границ территориально-экономических зон города (приложение N 3). Методика определения зон градостроительной ценности территории города была разработана Естественно-научным институтом на основании Закона РФ “О плате за землю“ и Постановлению Правительства РФ от 25.02.1992 N 112.

Заявитель не оспаривает правомерность установления данных зон по г. Перми.

В силу положений Постановлений Правительства РФ N 562 от 07.06.1995, N 378 от 03.04.1996, федерального закона о бюджете на соответствующий год, установленные вышеназванным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом поправочных коэффициентов, определяемых федеральными нормативными актами.

Статьей 15 Закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 1999 год“ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.

Согласно статье 18 Закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2000 год“ ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2001 год“ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.

С учетом последующей индексации ставок земельного налога средняя ставка земельного налога по городу в 1998 г. составила 1,794 руб./кв. м, в 1999 г. - 3,58 руб./кв. м, соответственно в 2000 и 2001 гг. - 4,3 руб./кв. м.

Исходя из общих принципов налогообложения, правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 30.01.2001 N 2-П, от 08.10.1997 N 13-П, средняя ставка земельного налога, установленная федеральным законодательством, является пределом, ограничивающим право представительного органа власти субъекта Российской Федерации на повышение дифференцированных ставок налога.

Следовательно, органы местного самоуправления вправе производить дифференциацию средних ставок налога таким образом, чтобы расчетная налоговая масса в целом по населенному пункту, определенная исходя из зональных ставок и площади оценочных зон, равнялась сумме налога, исчисленной по средней ставке с учетом установленных коэффициентов и площади населенного пункта в его границах.

При этом, фактически средняя ставка земельного налога по городу (определенная путем суммирования ставок земельного налога по всем зонам города и деленная на количество зон в городе) по приложению N 2 к решению городской Думы N 162 составила в 1998 г. 4 руб. 50 коп., за 1999 г. - 8 руб. 90 коп., в 2000 и 2001 гг.- 10 руб.,68 коп., что существенно превышает средние ставки налога, установленные федеральным законодательством, по городу в указанные периоды времени.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Применительно к нормативным правовым актам представительных органов местного самоуправления законно установленными могут считаться налоги, которые вводятся на территории муниципального образования в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральными законами.

Следовательно, оспариваемое решение Пермской городской Думы N 162 от 27.11.2001 не соответствует положениям ст. 7 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ N 154-ФЗ от 28.08.1995, ст. 8 Федерального закона от 25.09.1997 “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 8 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ от 11.10.1991 N 1738, ст. 3, 5 Налогового кодекса РФ в части установления дифференцированных ставок, превышающих среднюю ставку земельного налога по г. Перми, рассчитанной по Закону РФ “О плате за землю“ с учетом применения корректирующих коэффициентов.

Согласно п. 2 оспариваемого решения оно вступает в силу с момента опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 01.01.1998.

Статья 57 Конституции РФ запрещает законодателю придавать обратную силу законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков.

Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.

Следовательно, указание в пункте 2 решения городской Думы N 162 о распространении действия данного решения на отношения, возникшие с 01.01.1998 в части установления ставок земельного налога в размере, превышающем средние ставки земельного налога, установленного Законом РФ “О плате за землю“, недопустимо и нарушает права и законные интересы заявителя и других землепользователей на территории города.

При таких обстоятельствах, требования заявителя следует признать обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению на основании ст. 13 ГК РФ и ст. 6 НК РФ.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены судом не в полном объеме, истцу не возвращается госпошлина, уплаченная по данному делу в соответствии со ст. 4 Закона РФ “О госпошлине“ в размере 20 руб. Вместе с тем, заявителю предоставляется право на возврат госпошлины в сумме 980 руб., излишне уплаченной по чек-ордеру от 18.09.2003 N 31883.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермской области.

решил:

Признать недействующим решение Пермской городской Думы от 27.11.2001 N 162 “О внесении изменений в решение городской Думы от 28.04.1998 N 81 “Об утверждении порядка взимания земельного налога на территории города“ в части установления дифференцированных ставок земельного налога на 1998-2001 гг. в размере, превышающем средние ставки земельного налога, рассчитанных по Закону Российской Федерации “О плате за землю“ с учетом применения корректирующих коэффициентов за 1998-2001 гг., и распространения их действия на отношения, возникшие с 01.01.1998, как несоответствующее ст. 7 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ N 154-ФЗ от 28.08.1995, ст. 8 Федерального закона от 25.09.1997 “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 8 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ от 11.10.1991 N 1738, ст. 3, 5 Налогового кодекса РФ.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Возвратить предпринимателю П-й Е.С. из доходов федерального бюджета госпошлину в сумме 980 рублей, излишне уплаченную по чек-ордеру от 18.09.2003 N 31883.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Председательствующий судья

Арбитражного суда

Пермской области

Судьи

Арбитражного суда

Пермской области