Судебная практика

О признании пункта 1 решения Службы РК по тарифам от 29 июля 2005 года N 12/2 «Об утверждении тарифа на перевозку грузов по подъездным путям ОАО «Воркутауголь» соответствующим Указу Президента РФ от 28 февраля 1995 года N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Баублиса С.Л., судей Елькина С.К. и Протащука В.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Елькиным С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Воркутауголь“ о признании частично недействующим решения Службы Республики Коми по тарифам от 29 июля 2005 года N 12/2 “Об утверждении тарифа на перевозку грузов по подъездным путям ОАО “Воркутауголь“,

установил:

29 июля 2005 года Служба Республики Коми по тарифам приняла решение N 12/2 “Об утверждении тарифа на перевозку грузов по подъездным путям ОАО “Воркутауголь“ (далее - решение N 12/2). Названный нормативный правовой акт опубликован в газете “Республика“ от 17 августа 2005 года N 150.

Заявитель просит признать недействующим пункт 1 решения N 12/2, устанавливающего тариф на перевозку 1 тонно-километра грузов по подъездным железнодорожным путям в размере 1,96 руб. (без НДС) единый для всех видов грузов.

Свои требования заявитель обосновывает тем, что решение N 12/2 не соответствует Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ (далее - Указ N 221) и является экономически необоснованным.

При рассмотрении дела представители заявителя поддержали заявленные требования и дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в заявлении.

Служба Республики Коми по тарифам (далее - регулирующий орган) в представленном отзыве и дополнении к нему выражает мнение, что оспариваемое решение N 12/2 соответствует Указу N 221, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ и принятому в его исполнение Постановлению Правительства Республики Коми от 3 декабря 2002 года N 196 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми“. Установленные оспариваемым решением тарифы, по мнению регулирующего органа, были установлены на основании представленных заявителем документов, обосновывающих экономические расчеты установочного тарифа.

Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Актом, имеющим большую юридическую силу в сфере государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, является Указ N 221.

Во исполнение Указа N 221 Правительство Российской Федерации Постановлением от 7 марта 1995 года N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ (с изменениями от 7 мая 2001 г.) утвердило Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (п. 1). В этот Перечень включены “транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами, независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта“. Развернутый перечень транспортных услуг отсутствует.

Согласно разъяснениям Министерства транспорта РФ от 29.02.2003 N БН-5/776-Ш и Минэкономразвития России от 03.07.2003 N 05-635 под “транспортными услугами“ следует понимать комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в т.ч. услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездным путем и др. По согласованному мнению Управления промышленного транспорта Минтранса России и Департамента цен и закупок РФ и Минэкономразвития России, предоставление владельцем или арендатором инфраструктуры транспортных и других предприятий (железнодорожных подъездных путей) для осуществления транспортных услуг является видом деятельности, в отношении которой применяется государственное ценовое регулирование.

Доводы заявителя о том, что Служба Республики Коми по тарифам превысила свои полномочия, являются необоснованными.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 3 декабря 2002 года “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми“ Служба Республики Коми по тарифам осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Суд установил, что Службой Республики Коми по тарифам при установлении тарифов соблюдена процедура их утверждения, установленная Постановлением Правительства Республики Коми от 31 января 2003 года N 10 “О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта“ и утвержденной решением РЭК - Тарифного комитета Республики Коми от 11 марта 2003 года N 4/4 Методикой регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта (далее - Методика). Согласно Методике основанием для изменения тарифа или утверждения нового тарифа на ранее существующую или на вновь вводимую или новую услугу является предложение обратившейся организации в связи с появлением у нее оснований для изменения тарифа или появлением нового вида услуги.

В данном случае основанием для утверждения тарифа послужило обращение ОАО “Воркутауголь“ в регулирующий орган, для чего заявителем представлены все необходимые документы и расчетные материалы. В результате экспертизы ответственным специалистом было подготовлено заключение по расчетам, которое послужило основанием для подготовки проекта решения по утверждению тарифов.



Доводы заявителя о том, что тарифы установлены на основании расчетов, представленных им же, которые не соответствуют данным, указанным в бухгалтерской и статистической отчетности, признаны судом несостоятельными, поскольку представленные документы в соответствии с пунктами 4 и 5 Методики признаны допустимыми.

При таких обстоятельствах оснований для признания решения N 12/2 недействующим не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать пункт 1 решения Службы Республики Коми по тарифам от 29 июля 2005 года N 12/2 “Об утверждении тарифа на перевозку грузов по подъездным путям ОАО “Воркутауголь“ соответствующим Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“.

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий судья

С.Л.БАУБЛИС

Судьи

С.К.ЕЛЬКИН

В.Г.ПРОТАЩУК