Судебная практика

О признании частично противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению некоторых положений Закона РК «О Республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год» от 25 декабря 2003 года N 82-РЗ. Решение от 16 июня 2004 года. Республика Коми.

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.

при секретаре Старцевой Е.В.

с участием прокурора Коровченко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, суде, 16 июня 2004 года дело по заявлению Прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 53 Закона Республики Коми “О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год“ от 25 декабря 2003 года N 82-РЗ и приложения 3 к Закону (“Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2004 год“) в части расходов на мероприятия по реализации решений VI Съезда коми народа,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 53 Закона Республики Коми “О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год“ от 25 декабря 2003 года N 82-РЗ и приложения 3 к Закону (“Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2004 год“) в части расходов на мероприятия по реализации решений VI Съезда коми народа и в обоснование требований указал, что оспариваемые нормы противоречат положениям Бюджетного кодекса РФ и Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор на заявлении настаивал и дал соответствующие пояснения.

Представители Государственного Совета Республики Коми Закидальский Е.М. и Главы Республики Коми Болотов М.А. признали обоснованными требованиями в части несоответствия федеральному законодательству отдельных положений ст. 53 Закона Республики Коми “О Республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год“, по которым предусмотрена передача полномочий Правительству Республики Коми по установлению порядка распределения и расходования субвенции, а также приложения N 3 к Закону (“Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2004 год“) в части расходов на мероприятия по реализации решений VI Съезда коми народа. В остальной части требований не признали.

Заслушав прокурора Коровченко С.Н. и представителей Государственного Совета и Главы Республики Коми Закидальского Е.М. и Болотова М.А., исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26, ст. 251, 252 ГПК РФ находит жалобу процессуально допустимой и подлежащей рассмотрению по существу.

Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление Прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ и ст. 1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Суд приходит к выводу, что положения ст. 53 Закона Республики Коми “О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год“ в части передачи полномочий Правительству Республики Коми по установлению порядка распределения и расходования субвенции, а также приложения N 3 к Закону (“Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2004 год“) в части расходов на мероприятия по реализации решений VI Съезда коми народа не соответствуют федеральному законодательству. Указанные положения следует признать недействующими и не подлежащими применению со дня принятия Закона Республики “О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год“.

В соответствии с частью 4 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законом субъекта Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Однако Законом Республики Коми “О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год“ (ст. 53) предусмотрено, что порядок распределения и расходования субвенции на поощрение муниципальных образований устанавливается Правительством Республики Коми, а не Законом Республики Коми.

Таким образом, поскольку в соответствии с федеральным законодательством порядок предоставления и расчет субвенций могут определяться только законом субъекта федерации, поэтому положение ст. 53 Закона Республики Коми “О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год“ о передаче Правительству Республики Коми полномочий по установлению порядка распределения и расходования субвенции на поощрение муниципальных образований не соответствует федеральному законодательству.

В приложении 3 к Закону (“Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2004 год“) предусмотрены расходы на мероприятия по реализации решений VI Съезда коми народа.

Данное положение противоречит части 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, согласно которой общественные объединения равны перед законом. Из данного конституционного положения следует, что ни одно общественное объединение не может быть поставлено в привилегированное положение по сравнению с другими общественными объединениями, в том числе в части бюджетного финансирования принимаемых ими решений.

Решением Верховного суда Республики Коми от 17.07.2002 N 3-30-2002 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления в силу решения суда в законную силу Закон Республики Коми “О статусе Съезда коми народа“. Указанный Закон был признан противоречащим Конституции Российской Федерации и Федеральному закону “Об общественных объединениях“, в том числе в связи с финансированием из республиканского бюджета деятельности Съезда коми народа.

Не подлежат удовлетворению требования прокурора в части признания положений ст. 53 Закона Республики Коми “О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год“ об утверждении в составе расходов республиканского бюджета Республики Коми фонда поощрения на реализацию Постановления Правительства Республики Коми от 19 августа 2003 года N 182 “О республиканском конкурсе “Лучшее муниципальное образование в Республике Коми“ в сумме 50000 тыс. рублей.

Судом установлено, что Правительством Республики Коми от 19 августа 2003 года в целях повышения роли муниципальных образований Республики Коми в собственном социально-экономическом развитии принято Постановление N 182 “О республиканском конкурсе “Лучшее муниципальное образование в Республике Коми“ и утверждено Положение о республиканском конкурсе “Лучшее муниципальное образование в Республике Коми“.

Суд приходит к выводу, что следует признать несостоятельным довод прокурора, что расходы в сумме 50000 тыс. рублей, заложенные в республиканском бюджете на 2004 год как фонд поощрения на реализацию Постановления Правительства Республики Коми от 19 августа 2003 года N 182 “О республиканском конкурсе “Лучшее муниципальное образование в Республике Коми“, противоречат нормам федерального законодательства.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (пункт “д“), финансовое, валютное, кредитное регулирование (пункт “ж“), федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы (пункт “з“). Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации), включая, в частности, право управлять своей собственностью, иметь собственный бюджет и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, не препятствует органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов, к каковым относятся средства бюджета области и областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы ассигнования из федерального бюджета. Названное регулирование, осуществляемое субъектом Российской Федерации в пределах своей компетенции, согласуется с федеративной природой государства и конституционным статусом субъекта Российской Федерации и не может трактоваться как вторжение в сферу ведения и полномочий Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5, 11, 62, 73, 84, 90 Конституции Республики Коми Республика Коми обладает на своей территории всей полнотой государственной власти за исключением тех полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые отнесены к ведению Российской Федерации, социальная и экономическая политика Республики Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека.

Бюджетный кодекс Российской Федерации, как следует из его преамбулы, служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации и правовые основы функционирования ее бюджетной системы, определяет основы бюджетного процесса. Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения, которые не могут противоречить данному Кодексу (статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах Республика Коми как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять свои расходы по осуществлению своих полномочий.

Суд признает также несостоятельными доводы прокурора в части, что расходы на проведение республиканского конкурса “Лучшее муниципальное образование в Республике Коми“, предусмотренные в форме субвенции, противоречат нормам бюджетного кодекса.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Коми “О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми“ от 9 января 2002 года N 2-РЗ в республиканском бюджете могут быть предусмотрены расходы, финансируемые исключительно из республиканского бюджета, связанные с осуществлением полномочий Республики Коми, а также на оказание финансовой помощи местным бюджетам.

Проведение республиканского конкурса “Лучшее муниципальное образование в Республике Коми“ связано с осуществлением Республикой Коми своих полномочий, находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому Республика Коми вправе самостоятельно определять расходы за счет средств республиканского бюджета на осуществление своих полномочий, в том числе определять и форму расходов в виде поощрения муниципальных образований.

Анализ норм Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что нормы Бюджетного кодекса не содержат запрета по выбору субъектами федерации форм оказания финансовой помощи за счет собственных средств муниципальным образованиям, в том числе и в виде поощрения за хорошие показатели в социально-экономическом развитии.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Коми

решил:

Заявление Прокурора Республики Коми удовлетворить частично, признав противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия положение статьи 53 Закона Республики Коми “О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год“ от 25 декабря 2003 года N 82-РЗ в части передачи полномочий Правительству Республики Коми по установлению порядка распределения расходования субвенции на проведение конкурса “Лучшее муниципальное образование в Республике Коми“ и приложение 3 к Закону (“Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2004 год“) в части расходов на мероприятия по реализации решений VI Съезда коми народа.

В остальной части в удовлетворении требований Прокурору Республики Коми отказать.

Решение суда подлежит опубликованию в газете “Республика“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.

Председательствующий

Н.Е.БЕЛОВ