Судебная практика

Об оставлении без удовлетворения заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15.12.2003 N 270 «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год». Решение от 23 июня 2004 года. Республика Коми.

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.

при секретаре Старцевой Е.В.

с участием прокурора Юдина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, суде, 23 июня 2004 года, дело по заявлению Кузнецовой В о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год“ в части утверждения регионального стандарта уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам услуг в размере 100 процентов их стоимости, регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов и в части рекомендации органам местного самоуправления исходить при установлении цен на жилищно-коммунальные услуги из 100% возмещения их стоимости,

установил:

Кузнецова В.А. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год“ в части утверждения на 2004 год регионального стандарта уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам услуг в размере 100 процентов их стоимости и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов, а также в части рекомендации органам местного самоуправления исходить при установлении цен на жилищно-коммунальные услуги в 2004 году из 100 процентов возмещения их стоимости гражданами и в обоснование требований указала, что на 2004 год федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги установлен в размере 90%, федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 22%. Установленные субъектом федерации, Республикой Коми, региональные стандарты нарушают права и законные интересы граждан, поскольку значительно выше федеральных стандартов.

Определением суда прекращено производство по делу в части заявленных Кузнецовой В.А. требований о признании противоречащим, недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год“ по тем основаниям, что данные требования не подлежат рассмотрению в суде.

В судебном заседании Кузнецова В.А. на заявлении настаивала и дала соответствующие пояснения.

Представители Правительства Республики Коми Логинова М.А., Туркина В.И. и Сорокина Н.М. с заявлением не согласны.

Заслушав Кузнецову В.А. и представителей Правительства Республики Коми Логинову М.А., Туркину В.И. и Сорокину Н.М., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего, что требования удовлетворению не подлежат, исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26, ст. 251, 252 ГПК РФ находит заявление процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.

Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление Кузнецовой В.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 1 и 3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год“ утверждены следующие региональные стандарты на 2004 год:

региональный стандарт стоимости представляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по республике - в размере 38,6 рубля, по муниципальным образованиям - в размерах согласно приложению N 1 (п. 1 Постановления);

региональный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц в среднем по республике - в размере 2,4 рубля, по муниципальным образованиям - в размерах согласно приложению N 2 (п. 1 Постановления);

региональный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам услуг в размере 100 процентов (п. 2 Постановления);

региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов (п. 2 Постановления).

Региональные стандарты соответственно 100 и 15 процентов, установленные пунктом 2 Постановления Правительства РК от 15.12.2003 N 270 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год“, применяются исключительно для целей расчета объема финансовой помощи, передаваемой из республиканского бюджета Республики Коми местным бюджетам в порядке межбюджетных отношений.

Региональные стандарты, установленные пунктом 1 указанного Постановления Правительства РК, полностью соответствуют Постановлению Правительства РФ от 25 августа 2003 года N 522.

Оспариваемый заявителем Кузнецовой В.А. пункт 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год“ рекомендует органам местного самоуправления при установлении цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости 100-процентного возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан, в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года N 522 “О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг“.

Анализ правовых норм федерального законодательства применительно к оспариваемому пункту 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год“ позволяет суду сделать вывод, что поскольку данная норма носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления и не устанавливает какие-либо права и обязанности для органов местного самоуправления и граждан, а также полностью соответствует нормам федерального законодательства, напрямую не затрагивает права и интересы заявителя Кузнецовой В.А., поэтому оснований для удовлетворения требований нет.

Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, определены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотрено создание системы, при которой объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов. При этом за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления сохранено право устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

Согласно названной Концепции переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг необходимо было завершить в 2003 году. В 2003 году доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг должна была составить 100%, а максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг - 25% (в процентах от совокупного семейного дохода).

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 25 августа 2003 г. N 522 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органы местного самоуправления при установлении цен на содержание, ремонт жилья и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях должны исходить из необходимости обеспечения 100% возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с использованием всех источников, включая платежи граждан.

Согласно ст. 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89.

В связи с этим при установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения органы местного самоуправления должны руководствоваться Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, постановлениями Правительства РФ, а также Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, что и содержится в рекомендации пункта 3 оспариваемого Постановления Правительства Республики Коми.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Коми

решил:

Заявление Кузнецовой В о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми от 15 декабря 2003 года N 270 “О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год“ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.

Председательствующий

БЕЛОВ