Судебная практика

Органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины в установленных законами случаях. По делу . Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев без участия в заседании представителей сторон 9 января 2004 года апелляционную жалобу МО “Город Сосногорск“ на определение Арбитражного суда Республики Коми от 24 ноября 2003 года по делу N А29-7167/03-2э, принятое судьей Бояринцевым Н.В. по иску администрации МО “Город Сосногорск“ к ответчику,

установил:

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 24.11.03 прекращено производство по делу N А29-7167/03-1э на основании пункта 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом истца от иска. Расходы по уплате государственной пошлины с учетом применения части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ уменьшены судом первой инстанции до 300 рублей и возложены на истца.

Администрация МО “Город Сосногорск“ (истец) обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой на определение от 24.11.03.

По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил статью 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункт 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“, так как в силу данных норм органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины в случаях обращения с иском в защиту государственных и общественных интересов.

Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, возражений не заявили.

Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как видно из документов и установлено судом, определением Арбитражного суда Республики Коми от 24.11.03 с администрации муниципального образования “Город Сосногорск“, являющейся органом местного самоуправления города Сосногорска, за рассмотрение дела в суде первой инстанции взыскано 300 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.

В соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

По правилам подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются органы государственной власти, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

Как следует из материалов дела, администрация МО “Город Сосногорск“ обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика арендной платы и пени по договору аренды земельного участка в связи с нарушением ответчиком условий договора.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение землями, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В силу требований статьи 21 Закона Российской Федерации “О плате за землю“, размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.

В соответствии с названными нормами обязанность по заключению договоров аренды земли, находящейся в муниципальной собственности, возложена на органы местного самоуправления.

Таким образом, установлено, что администрация муниципального образования “Город Сосногорск“, обращаясь в суд с иском о взыскании с ответчика 89286,53 руб. долга и пени по договору аренды N 11 земельного участка, действовала в государственных интересах, следовательно, не должна уплачивать государственную пошлину.

На основании изложенного, определение суда от 24.11.03 подлежит отмене в части взыскания с администрации МО “Город Сосногорск“ 300 руб. государственной пошлины, как вынесенное с нарушением норм материального права.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Председательствующий

Л.Ю.ЮРКИНА

Судьи

О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

М.В.ВАКУЛИНСКАЯ