Решение от 2011-04-08 №А17-435/2011. По делу А17-435/2011. Ивановская область.
Решениег. Иваново Дело № А17-435/2011
8 апреля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 7 апреля 2011 года.
В полном объеме Решение изготовлено 8 апреля 2011 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Романовой *.*.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Быковой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Н Ф.И.О. к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области о взыскании 613 332 рублей убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, неполученной за перевозку льготных категорий потребителей, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета Ивановской области по транспорту,
при участии:
от истца: Нестерова *.*. по доверенности от 14.03.2011, Меркулов *.*. по доверенности от 14.03.2011
от третьего лица: Дрюпин *.*. по доверенности от 11.01.2011 № 1
Установил:
Индивидуальный предприниматель Нестеров Вале Ф.И.О. обратился в арбитражный суд с иском к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 613 332 рублей убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, неполученной за перевозку льготных категорий потребителей в период с 01.06.2009 по 30.09.2010.
Определением арбитражного суда от 15.02.2011 исковое заявление принято к производству. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет Ивановской области по транспорту (далее - Комитет).
Определением арбитражного суда от 17.03.2011 дело признано готовым к судебному разбирательству, назначено к рассмотрению в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 13-00 часов 07.04.2011 года, о чем лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель ответчика не явился. До начала судебного заседания от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле на основании ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ утверждены перечни (федеральный регистр и областной регистр) категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта, а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области. За период с июня 2009 года по сентябрь 2010 года транспортом истца перевезено 76 164 граждан по тарифу 9 рублей и 153 668 граждан по тарифу 10 рулей. Перевозка пассажиров осуществлялась истцом на основании договоров об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан, заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту и связи. В условиях договоров предусмотрено, что затраты перевозчика за перевозку льготной категории пассажиров осуществляются по действующему у перевозчика тарифу, но не выше уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. Постановлением Правительства Ивановской от 31.01.2007 № 11-п предельный максимальный уровень тарифа на перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте в городском сообщении установлен в размере 7 рублей за одну поездку. Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 № 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области – в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) – 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ – 10 рублей.
Истец письмом от 18.06.2008 известил Комитет по транспорту, что стоимость проезда граждан на обслуживаемом им маршруте с 01.06.2008 в соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 № 142-п составляет 10 рублей за одну поездку в маршрутном такси, 9-00 рублей – в автобусе. Однако, Комитетом по транспорту в соответствии с Указами Губернатора Ивановской области, заключенными договорами и Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п понесенные истцом затраты по перевозке льготной категории граждан возмещены из расчета 7 рублей за одну поездку. Обращения истца в части возмещения расходов по перевозке льготных категорий граждан по действующему у перевозчика тарифу Комитетом отклонены со ссылкой на Постановление правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-П. По мнению истца, его убытки по перевозке льготных категорий граждан за период с июня 2009 года по сентябрь 2010 составили 613332 рубля и подлежат компенсации за счет средств областного бюджета.
Из письменного отзыва ответчика следует, что исковые требования необоснованны и подлежат оставлению без удовлетворения, так как на основании заключенных с истцом договоров Комитетом в полном объеме компенсированы расходы по перевозке льготных категорий граждан исходя из предельного максимального уровня тарифа, установленного Правительством Ивановской области.
В предварительном судебном заседании представитель ответчика пояснил, что спор в части субвенций, перечисленных из федерального бюджета, отсутствует. Субвенции перечислены в полном объеме. Расчет истца ответчиком проверен, возражений не имеет.
В судебном заседании представитель Комитета по транспорту исковые требования не признал и поддержал доводы, изложенные ответчиком. Комитет пояснил, что в соответствии с действующим законодательством истцу компенсировали проезд льготников по тарифу, установленному Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п, который составляет 7 рублей за одну поездку. Условие о предельном максимальном уровень тарифов, установленном Правительством Ивановской области согласовано сторонами в заключенных с перевозчиком договорах. Истцом в данном случае не доказано наличие состава правонарушения, одним из элементов которого является размер ущерба.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в спорный период предприниматель Нестеров *.*. (перевозчик) осуществлял деятельность по перевозке льготной категории граждан во исполнение договоров от 05.02.2009 № ЛП 09-02-1/160 и от 01.01.2010 № ЛП 10-02-1/152, заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту и связи (заказчик) и в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 25.12.2005 № 165-уг (с последующими изменениями и дополнениями).
В пункте 2.2. указанных договоров сторонами предусмотрено условие, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика предъявленные им отрывные талоны из единого льготного проездного билета (ЕЛПБ) только установленного образца и будет осуществлять оплату по предъявленным отрывным талонам из ЕЛПБ в течение 10-ти дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных талонов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 N 30-п) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку.
За указанный период истцом было перевезено 229 832 гражданина, имеющих право на льготы по проезду. Затраты истца за перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом по транспорту, исходя из тарифа, установленного Правительством Ивановской области - 7 рублей за одну поездку.
Постановлением Правительства Ивановской области от 25.05.2007 № 128-п «О внесении изменений в Положение о Региональной службы по тарифам Ивановской области» внесены изменения в пункт 1 раздела 1 Положения о Региональной службы по тарифам Ивановской области, согласно которым Региональная служба по тарифам Ивановской области является исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным осуществлять на территории Ивановской области государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных и торговых организаций (среди прочих полномочий по установлению тарифов). В пределах своей компетенции Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 № 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области – в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) – 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ – 10 рублей.
Письмом от 18.06.2008 предприниматель Нестеров *.*. обратился в Комитет по транспорту с заявлением, в котором уведомил заказчика, что с 01.06.2008 стоимость проезда граждан на обслуживаемом им маршруте составляет 10 рублей за одну поездку в маршрутном такси, 9-00 рублей – в автобусе., и просил возмещать плату за предоставление услуг по перевозке льготной категорий граждан с 01.06.2008 по действующему у перевозчика тарифу.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены ответчиком не в полном объеме (из расчета 7 рублей за одну поездку), что послужило основанием для обращения предпринимателя Нестерова *.*. в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 613 332 рублей убытков. Правовым основанием иска истец указал статью 16 и пункты 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и реформированием межбюджетных отношений с разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, в том числе с 1 января 2005 года отменены установленные законодательством Российской Федерации льготы, предусматривающие право бесплатного проезда граждан в городском пассажирском транспорте.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг «О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, на территории Ивановской области организован льготный проезд граждан на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области (далее - льготный проезд граждан), с использованием социальной карты жителя Ивановской области. Данным Указом утвержден Порядок льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 2), а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 3).
Социальная карта жителя Ивановской области предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания, финансируемые за счет средств бюджета Ивановской области и межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Приложению № 3 к Указу на Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по возмещению перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п «Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте» (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 Приложения № 3 к Указу Порядка Департамент финансов Ивановской области перечисляет комитету Ивановской области по транспорту средства на возмещение перевозчикам стоимости проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п “Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте“
Из материалов дела (объяснений ответчика в предварительном судебном заседании) следует, что спор в части недостаточности средств, перечисленных из федерального бюджета в виде субвенций, отсутствует.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (с последующими дополнениями и изменениями) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку;
Комитет по транспорту заключил с предпринимателем Нестеровым *.*. (перевозчик) договоры от 05.02.2009 № ЛП 09-02-1/160 и от 01.01.2010 № ЛП 10-02-1/152 об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта. Предметом договоров являлось оказание услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг, на маршрутах Ивановской области по социальным картам жителя Ивановской области и возмещение связанных с этим затрат перевозчику.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Следовательно, законодатель предусмотрел полное возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением установленных льгот.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
При данных обстоятельствах суд полагает, что убытки у предпринимателя Нестерова *.*. возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных Указом Губернатора Ивановской области льгот по оплате перевозчику предоставленных транспортных услуг. Выплаченные истцу Комитетом по транспорту на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца по перевозке за период с июня 2009 по сентябрь 2010 года льготных категорий граждан.
На предпринимателя Нестерова *.*. как на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации Указа Губернатора Ивановской области, устанавливающего льготы для отдельных категорий граждан.
В соответствии со статьями 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Довод ответчика и третьего лица о том, при подписании договоров об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта сторонами был согласован размер возмещения затрат перевозчика и истец в силу договора не имеет право требовать иного размера возмещения своих затрат по перевозке льготной категории пассажиров, следует признать несостоятельным.
Статья 15 ГК РФ является общей для возмещения размера убытков. Норма статьи 790 Гражданского кодекса РФ является специальной нормой, регулирующей пределы возмещения затрат перевозчика, она предусматривает полное возмещение перевозчику затрат по перевозке льготной категории пассажиров. Условие договора об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан, в части неполного возмещения затрат перевозчику (в пределах установленных Правительством Ивановской области) следует признать ничтожным и не подлежащим применению на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ. (Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 25.09.2009 № ВАС-11833/09)
Неисполнение Ивановской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение субъектом федерации средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Ненадлежащее исполнение ответчиком указанных выше обязанностей нарушает права истца.
В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ истец вправе требовать от ответчика возмещения убытков или присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из иска следует, что требования истца направлены на возмещение выпадающих доходов как убытков, вследствие неправомерных действий государственных органов, что предусмотрено ст.1069 ГК РФ.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Противоправность поведения ответчика в данном случае заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией Указа Губернатора Ивановской области.
На основании выше изложенного, довод ответчика и третьего лица относительно недоказанности размера заявленных к возмещению убытков суд находит необоснованным.
Государственная пошлина по делу составляет 15 266 рублей 64 копеек. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований. При этом суд учитывает, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, но не освобожден от несения судебных расходов.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
Иск индивидуального предпринимателя Н Ф.И.О. к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области о взыскании 613 332 рублей убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, неполученной за перевозку льготных категорий потребителей, - удовлетворить.
Взыскать с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу индивидуального предпринимателя Н Ф.И.О. 613 332 рубля в счет возмещения убытков и 15 266 рублей 64 копейки судебные расходы.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд Российской Федерации, а также в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа Российской Федерации путем подачи жалоб через арбитражный суд Ивановской области.
Судья *.*. Романова