Судебная практика

Решение от 19.10.2006 №А65-18065/2006. По делу А65-18065/2006. Республика Татарстан.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, корп.1, под.2

тел. (843) 292-17-60, 292-07-57

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Казань Дело №А65-18065/2006-СГ2-3

11 октября 2006г.

Арбитражный суд Республики Татарстан, в составе председательствующего судьи Горинова А.С., при ведении им протокола судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала – Куйбышевской железной дороги, г. Самара к Обществу с ограниченной ответственностью «Промжелдортранс-Сервис», г. Набережные Челны,

о взыскании 15 200 руб. штрафа за задержку вагонов,

с участием:

от истца – не явился, извещен;

от ответчика – не явился, извещен;

Установил:

Истец, Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала – Куйбышевской железной дороги, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к ответчику, Обществу с ограниченной ответственностью «Промжелдортранс-Сервис», о взыскании 15 200 руб. штрафа за задержку вагонов.

Истец и ответчик, извещенные о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились.

В силу п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд Определилрассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Истец заявил письменный отказ от иска в сумме 15 000 руб., оплаченных ответчиком платежным поручением №228 от 16.08.2006г.



В силу ст.49 АПК РФ отказ от иска в указанной части судом принят, так как это не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит закону.

Производство по делу в части взыскания 15 000 руб. подлежит прекращению в силу п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ.

Материалами дела установлено, что между истцом и ответчиком 30.11.2001 года был заключен договор №7/158 на обслуживание принадлежащего ответчику железнодорожного пути, примыкающего стрелкой №3 к ст. Круглое поле Куйбышевской железной дороги.

Согласно пункта 7 Договора, сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом истца, а дальнейшее их продвижение производится локомотивом ответчика.

Пунктом 13 Договора установлены технологические сроки оборота вагонов в 25 часов.

Решением Арбитражного суда г. Москва от 08.06.2004 года по делу №А40-14853/04-47-114, оставленным без изменения Постановлением девятого Арбитражного апелляционного суда от 10.09.2004 года, истец был обязан заключить с ответчиком дополнительное соглашение № 2/142 от 15.12.2003 года, согласно которому он был обязан платежным требованием, выставленным на расчетный счет ответчика, уведомить ответчика о начислении штрафных санкций с приложением копий документов, обосновывающих требование о начислении штрафа.

Согласно представленным истцом памяткам приемосдатчика и актам общей формы (имеются в материалах дела) в период с 10 июля 2006 года по 20 июля 2006 года включительно ответчиком были допущены задержки ряда вагонов на выставочных путях ответчика более чем на 24 часа сверх установленного договором технологического времени. В связи с этим, в соответствии с ч.6 ст. 62, ч.2 ст. 99 и ст. 100 УЖТ РФ истцом был рассчитан штраф в общей сумме 15 200 руб. (расчет штрафа имеется в деле).

Уведомлениями-претензиями № 235, 235-а истец уведомил ответчика о начислении штрафа с направлением в адрес ответчика копии ведомостей подачи-уборки вагонов и актов общей формы, что подтверждается подписями уполномоченного представителя ответчика на уведомлениях.

Общую сумму штрафа по двум уведомлениям в размере 15 200 руб. истец просит взыскать с ответчика.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно ст. 62 УЖТ РФ, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.

Согласно ст. 99 УЖТ РФ, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.

Согласно ст. 100 УЖТ РФ, за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.

За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.

Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.



Согласно Порядку разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденных приказом МПС РФ от 29 сентября 2003 г. №67, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, предусмотренное статьей 62 Устава, состоит из времени, затрачиваемого владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых им грузоотправителей, грузополучателей, при подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки таких грузоотправителей, грузополучателей и уборки вагонов с этих мест.

Указанное технологическое время определяется с учетом времени, затрачиваемого на выполнение подготовительных и заключительных операций, и включает в себя следующие элементы:

время движения вагонов, необходимое на выполнение маневровых полурейсов от железнодорожных выставочных путей до железнодорожных путей, на которых производится расформирование и подгруппировка вагонов по грузоотправителям, грузополучателям, и далее до мест погрузки, выгрузки и обратно;

подготовительные и заключительные операции:

получение распоряжения на маневровую работу или доклад об его выполнении;

перевод стрелок;

проход расстояния вдоль подвижного состава для осмотра вагонов по проверке отсутствия препятствий к их передвижению;

укладка тормозных башмаков для закрепления вагонов или снятие его;

прицепка группы вагонов к маневровому составу или локомотиву;

отцепка группы вагонов от маневрового состава или локомотива;

включение и опробование автотормозов в зависимости от количества вагонов в маневровом составе.

Время, затрачиваемое на: применение профилактических мер против смерзаемости грузов, восстановление сыпучести грузов, взвешивание, подачу и уборку вагонов для выполнения указанных операций, ожидание подачи и уборки вагонов по причине занятости локомотива владельца железнодорожного пути необщего пользования или мест погрузки, выгрузки, накопление вагонов, межоперационные простои в технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, не включается.

Указанное технологическое время было учтено истцом при заключении Договора №7/158 от 30.11.2001 года и впоследствии при расчете штрафа.

Анализ произведенного истцом расчета штрафа показывает, что при начислении штрафа, согласно п.13 «Тарифного руководства № 2» было учтено время задержки вагонов при выполнении сдвоенных операций, а плата за пользование вагонами была уменьшена на 25 процентов.

При таких обстоятельствах иск с учетом частичного отказа подлежит удовлетворению в сумме 200 руб.

Судебные расходы подлежат отнесению на ответчика и истца пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167 – 169, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Решил:

Отказ от иска в части взыскания 15 000 руб. принять.

Производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части иск удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Промжелдортранс-Сервис», г. Набережные Челны в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала – Куйбышевской железной дороги, г. Самара 200 руб. штрафа и 8 руб. в возмещение расходов по госпошлине.

Выдать Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала – Куйбышевской железной дороги, г. Самара справку на возврат из федерального бюджета 600 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в месячный срок.

Судья Горинов А.С.