Судебная практика

Постановление кассации от 09.10.2006 №А61-147/2006. По делу А61-147/2006. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А61-147/06-14 9 октября 2006 г.

Вх. Ф08-4951/06

Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.06, полный текст изготовлен 09.10.06.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мицкевич Л.А., судей Илюшникова С.М. и Переход И.А., рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания на Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.06.06 по делу № А61-147/06-14 (судья Бекоева С.Х.), Установилследующее.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания (далее – управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило: приостановить деятельность ООО «Научно-производственное предприятие ”Экстракт”» (далее – общество) по производству спирта до установления и ввода в эксплуатацию очистных сооружений очистки вод послеспиртовой барды и оформления лицензии на право пользования поверхностными водами; обязать общество разработать и согласовать с управлением план организационных мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию очистных сооружений, оформить лицензию на право пользования поверхностными водами. В обоснование заявления указано, что общество в нарушение законодательства в области охраны окружающей среды осуществляет деятельность по производству спирта без очистных сооружений и лицензии на право пользования поверхностными водами, предписания управления не исполняет. Деятельность общества подлежит приостановлению на основании статьи 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания Решением от 01.06.06 отказал в удовлетворении требований, заявленных управлением. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих полномочия управления на осуществление функций по контролю и надзору в сфере природопользования. Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.09.04 № 406, (далее – положение об управлении) не является надлежащим доказательством, подтверждающим полномочия заявителя на осуществление названных функций. В силу пунктов 10 и 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009, нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, имеющий межведомственный характер подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию. Заявителем не представлено доказательств того, что Министерством юстиции Российской Федерации положение об управлении признано не нуждающимся в регистрации, также не представлены доказательств его опубликования. Положение об управлении разработано не на основании типового положения (л. д. 91).

Управление в кассационной жалобе просит Решение отменить, ссылаясь на необоснованность вывода суда о том, что заявитель не подтвердил свои полномочий на осуществление функций по контролю и надзору в сфере природопользования. Заявитель указывает, что управление является территориальным органом Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, действует на основании положения. Министерство юстиции Российской Федерации проводило правовую экспертизу актов Федеральной службы по надзору в сфере природопольлования. В результате проверки нарушений не установлено. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.09.05 № 239 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.05 № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», на неисполнение которых указывает суд, приняты после утверждения положения об управлении и не могли быть учтены при издании этого акта.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что Решение надлежит отменить, дело – передать на новое рассмотрение в тот же суд.

Из материалов дела следует, что управление обратилось в суд с заявлением о приостановлении деятельности общества по производству спирта на основании Закона об охране окружающей среды.

В силу статьи 80 Закона об охране окружающей среды требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, сославшись на недоказанность наличия у заявителя функций по контролю и надзору в сфере природопользования.

Кассационная инстанция не может признать Решение суда законным.

Суд усомнился в том, что заявитель наделен функциями по контролю и надзору в сфере природопользования, поскольку Установил, что положение об управлении не прошло государственную регистрацию и не было официально опубликовано. Однако суд не учел, что управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Положение о территориальном органе не может быть признано нормативным правовым актом, устанавливающим функции этого органа. Территориальный орган исполняет функции, которыми в установленном порядке наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 314) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Этим указом образована Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, ей переданы функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.



Президент Российской Федерации Указом от 20.05.04 № 649 преобразовал Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, передав функции в сфере экологического надзора Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Этим Указом Правительству Российской Федерации поручено осуществить в соответствии с федеральным законодательством перераспределение функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, образованных (преобразованных) Указом.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 30.07.04 № 400 утвердило Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и Установило, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности.

В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования указано, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена функциями по контролю и надзору в сфере природопользования, следовательно, территориальные органы в соответствии с положениями о них вправе осуществлять эти функции.

Указ № 314 содержит понятия функций по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, а также устанавливает, что федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. Она не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме установленных случаев.

Положение об управлении не противоречит Указу, оно направлено на исполнение территориальным органом функций федеральной службы.

При новом рассмотрении дела суду надлежит рассмотреть заявление управления с учетом названных норм материального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 01.06.06 по делу № А61-147/06-14 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Л.А. Мицкевич

Судьи С.М. Илюшников

И.А. Переход

Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Положение о территориальном органе не является нормативным правовым актом, устанавливающим функции этого органа. Территориальный орган исполняет функции, которыми в установленном порядке наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.