Судебная практика

Постановление кассации от 23.10.2006 №А63-8161/2006. По делу А63-8161/2006. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А63-8161/06-С7 23 октября 2006 г.

Вх. Ф08-5213/06-2183А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Мацко Ю.В. и Шапочка О.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя – государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края», заинтересованного лица – предпринимателя без образования юридического лица Сивцевой Еле извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края» на Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.06 по делу № А63-8161/06-С7 (судья Карпель В.Л.), Установилследующее.

Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края» (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о взыскании с предпринимателя без образования юридического лица Сивцевой Е.Н. (далее – предприниматель) 136 рублей 80 копеек штрафа за несвоевременное представление сведений о страховых взносах.

Решением от 12.07.06 требование управления частично удовлетворено: с предпринимателя взыскано 120 рублей штрафа, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Суд исходил из того, что у Сивцевой Е.Н. 1958 года рождения, в 2005 г. отсутствовала обязанность уплачивать страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в размере 168 рублей.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить Решение суда от 12.07.06 и удовлетворить требования о взыскании штрафных санкций в полном объеме. Заявитель жалобы указывает, что суд не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению заявителя, позиция, изложенная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.05 № 165-О, не применяется к отношениям, возникшим ранее его принятия.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Решением управления от 19.04.06 № 56 на основании акта камеральной проверки от 16.03.06 № 56 предприниматель привлечен к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) и необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на основании статьи 17 данного Закона в виде взыскания 136 рублей 80 копеек штрафа.

Управление направило ему требование от 19.04.06 № 56 с предложением об уплате в срок до 10.05.06 начисленных по решению штрафных санкций.

Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.05 № 164-О и учитывая возраст Сивцевой Е.Н., пришел к выводу об отсутствии у нее обязанности уплачивать направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии страховой взнос в виде фиксированного платежа в размере 600 рублей, поэтому отказал управлению в удовлетворении требования относительно взыскания 16 рублей 80 копеек финансовых санкций.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона №167-ФЗ индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Указанные сведения на основании пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ представляются страхователем один раз в год, но не позднее 1 марта.

Кроме того, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Сведения об уплачиваемых страховых взносах представляются страхователями на основании данных бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

В силу статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Из указанной нормы следует, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы причитающихся (начисленных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий год.

Согласно статье 28 Закона № 167-ФЗ указанные страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей – на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.

Вместе с тем в определении от 12.04.05 № 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Закона № 167-ФЗ и места в системе действующего пенсионного законодательства.

Федеральный закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», закрепляющий виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 – 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.

Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).

В силу статей 22 и 33 Закона № 167-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 – 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин – 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.

Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.

Следовательно, нормативные положения пунктов 1 – 3 статьи 28 Закона № 167-ФЗ, рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей – независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, – обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 – 2004 годах – мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона № 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Конституционно-правовой смысл пунктов 1 – 3 статьи 28 Закона № 167-ФЗ, выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.05 № 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

Согласно статье 79 названного Федерального конституционного закона определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.05 № 164-О вступило в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвел начисление страховых взносов.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, им была дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.06 по делу № А63-8161/06-С7 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.Н. Яценко

Судьи Ю.В. Мацко

О.А. Шапочка

определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.05 № 164-О вступило в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвел начисление страховых взносов.