Судебная практика

Постановление кассации от 17.10.2006 №А15-1818/2005. По делу А15-1818/2005. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А15-1818/05 17 октября 2006 г.

Вх. Ф08-3741/06-1666А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Пальцевой И.В., судей Бобровой В.А. и Канатовой С.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица – негосударственного образовательного учреждения «Институт Юждаг» – Абдулаева Н.З. (ордер от 02.09.06 № 101), в отсутствие заявителя – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Дагестан и третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления № 091/2006-2169 и 091/2006-2171имеются в материалах дела), рассмотрев кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Дагестан и негосударственного образовательного учреждения «Институт Юждаг» на Постановление Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.05.06 по делу № А15-1818/05 (судьи Ахмедов Д.А., Яловецкая Г.Н., Ханбеков Р.Я.), Установилследующее.

МИ ФНС России № 3 по Республике Дагестан (далее – налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к негосударственному образовательному учреждению «Институт Юждаг» (далее – учреждение) о взыскании 7 254 810 рублей налоговых санкций.

Решением суда от 22.02.06 взыскано с учреждения 6 127 613 рублей 92 копейки налоговых санкций. В остальной части требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поступившие учреждению денежные средства не являются благотворительными взносами, а носят характер платы за обучение, поэтому учреждение осуществляет коммерческую деятельность, в связи с чем налоговая инспекция обоснованно доначислила учреждению НДС и налоговые санкции.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.05.06 Решение суда от 22.02.06 изменено. С учреждения взысканы налоговые санкции в сумме 1 102 213 рублей. В остальной части заявленных требований налоговой инспекции отказано. Судебный акт мотивирован тем, что получение благотворительных взносов не свидетельствует о коммерческой деятельности учреждения. Налоговая инспекция не представила доказательств того, что институтом осуществлялась деятельность в целях получения прибыли. Суд снизил размер штрафных санкций на основании статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить Постановление апелляционной инстанции от 15.05.06, Решение от 22.02.06 оставить в силе. Налоговая инспекция считает, что институт оказывал платные образовательные услуги, поэтому осуществлял коммерческую деятельность, в связи с чем доначисление НДС и налоговых санкций является правомерным. Суд неправильно применил положения статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе учреждение просит отменить Постановление апелляционной инстанции от 15.05.06 в части взыскания с налогоплательщика 1 102 213 рублей налоговых санкций. Учреждение указывает, что институт является негосударственным образовательным учреждением, которое освобождено от уплаты налогов.

Отзывы на кассационные жалобы не представлены.

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, выслушав представителя учреждения, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что Постановление апелляционной инстанции подл отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, УФНС России по Республике Дагестан провела выездную налоговую проверку учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.02 по 31.07.04 (НДС) и с 01.01.02 по 31.12.03 (налог на прибыль).

По результатам проверки составлен акт от 06.05.05 № 11 и вынесено Решение от 02.06.05 № МГ-01/07, в котором учреждению предложено уплатить НДС в сумме 5 469 890 рублей, 2 060 235 рублей пени по НДС, штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 800 рублей, штраф по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 6 145 032 рублей, штраф по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 15 000 рублей, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 093 978 рублей.

Решение налогового органа мотивировано тем, что учреждение не может быть освобождено от уплаты НДС по подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку осуществляет образовательный процесс на платной основе. Налогоплательщик в нарушение статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации не предоставлял в налоговую инспекцию декларации по НДС и налогу на прибыль.



В связи с неуплатой санкций, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением об их взыскании в сумме 7 254 810 рублей.

Суд первой инстанции взыскал с учреждения 6 127 613 рублей 92 копейки налоговых санкций на основании вывода о том, что деятельность учреждения осуществлялась за счет средств, вносимых студентами и их родителями, вследствие чего учреждение являлось лицом, осуществляющим коммерческую деятельность.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что учреждение в проверяемый период не занималось предпринимательской деятельностью, полученные денежные средства расходовались в целях ведения образовательного процесса, учреждение является некоммерческой образовательной организацией, не имеет цели извлечения прибыли и распределения ее между участниками.

В соответствии со статьей 21 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах.

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ регулирует деятельность образовательных учреждений в Российской Федерации. Льгота, установленная этим Законом для образовательных учреждений, действовала до введения в действие главы 21 Кодекса “Налог на добавленную стоимость“.

Глава 21 Кодекса введена в действие с 01.01.01 и действовала в период проверки.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Таким образом, апелляционная инстанция на основании исследования материалов дела, доводов сторон, анализа законодательства обоснованно указала, что в проверяемом периоде учреждение не являлось плательщиком НДС, начисленного налоговой инспекцией на сумму полученных благотворительных взносов.

В то же время, признавая незаконным доначисление НДС, суд апелляционной инстанции признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций по НДС и доначисление 6 145 032 рублей штрафа, уменьшив его на основании статей 112, 114 Кодекса.

Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Из содержания приведенной нормы следует, что размер штрафа исчисляется от суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, поданной с нарушением срока.

С учетом того, что образовательные услуги признаны судом не подлежащими обложению НДС, основания для взыскания рассчитанного налоговой инспекцией штрафа по пункту 2 статьи 119 Кодекса за непредставление деклараций по НДС, отсутствуют. Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в части взыскания 1 млн. рублей штрафа по НДС.

В отношении налога на прибыль льгота для негосударственных образовательных учреждений Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена, поэтому суд обоснованно взыскал с учреждения 800 рублей штрафа по пункту 1 статьи 119 Кодекса за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2002 и 2003 годы.



Суд апелляционной инстанции самостоятельно исчислил 507 067 рублей 72 копейки НДС и взыскал с учреждения 101 413 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации от названной суммы. В этой части Постановление апелляционной инстанции также подлежит отмене по следующим обстоятельствам.

Как видно из акта налоговой проверки и решения по акту, сумма доначисленного налоговой инспекцией НДС сложилась из полученных учреждением денежных сумм. Из этой суммы начислено 1 093 978 рублей штрафа за неуплату налога по пункту 1 статьи 122 Кодекса. Суд необоснованно самостоятельно исчислил налоговую базу и, соответственно, штраф из сумм, израсходованных институтом на приобретение имущества, что не было предметом налоговой проверки.

При таких обстоятельствах Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в части взыскания с негосударственного образовательного учреждения «Институт Юждаг» 101 413 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и 1 млн. рублей штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. В этой части в удовлетворении заявленных требований налоговой инспекции следует отказать.

В части взыскания 800 рублей штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и в части отказа в удовлетворении заявленных требований Постановление апелляционной инстанции является законным и отмене не подлежит.

Кассационная жалоба налоговой инспекции, которая направлена на доказывание коммерческого характера деятельности учреждения, отклоняется кассационной инстанцией. Перечисленные доводы рассмотрены апелляционной инстанцией и им дана правильная оценка.

С учетом удовлетворения требований налоговой инспекции о взыскании штрафа в сумме 800 рублей, с негосударственного образовательного учреждения «Институт Юждаг» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлины в сумме 500 рублей на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.05.06 по делу № А15-1818/2005 отменить в части взыскания с негосударственного образовательного учреждения «Институт «Юждаг» в доход бюджета налоговых санкций в сумме 1 101 413 рублей и отказать Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Республике Дагестан во взыскании с негосударственного образовательного учреждения «Институт «Юждаг» 1 101 413 рублей налоговых санкций.

Отменить Постановление апелляционной инстанции в части взыскания с негосударственного образовательного учреждения «Институт «Юждаг» в доход бюджета 6 756 рублей 87 копеек государственной пошлины.

В остальной части Постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

Прекратить взыскание по исполнительному листу № 005822 от 22.05.06 на сумму 1 101 413 рублей и по исполнительному листу № 005823 от 22.05.06 на сумму 6 756 рублей 87 копеек.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.В. Пальцева

Судьи В.А. Боброва

С.А. Канатова

Суд необоснованно самостоятельно исчислил налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и, соответственно, штраф из сумм, израсходованных институтом на приобретение имущества, что не было предметом налоговой проверки.