Судебная практика

Решение от 12.09.2006 №А39-2935/2006. По делу А39-2935/2006. Республика Мордовия.

Решение город Саранск №А39-2935/2006

12 сентября 2006 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи С.Н.Насакиной

при ведении протокола судебного заседания судьей С.Н.Насакиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Авангард», с.Инсар-Акшино Рузаевского района РМ

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия

о признании недействительным решения №56 от 06.06.2006г. Межрайонной инспекции ФНС №2 по РМ

при участии в заседании:

от заявителя: Ефремовой Е.В., представителя по доверенности №16 от 10.07.2006г.; Кочетковой О.Ю., представителя по доверенности №15 от 10.07.2006г.

от Межрайонной ИФНС №2 по РМ: Девляшкина А.П., представителя по доверенности №АФ-1/2304 от 14.03.2006г.

Установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Авангард» (далее – ГУП РМ «Авангард», Предприятие, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по РМ о признании недействительным решения №56 от 06.06.2006г.

В ходе судебного заседания представители Предприятия заявлением от 12.09.2006г. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнили заявленные требования, указав, что просят признать недействительным оспариваемое Решение налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания 39833 рублей 80 копеек штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость и предложения уплатить 199169 рублей налога на добавленную стоимость. От ранее заявленных требований в остальной части ГУП РМ «Авангард» отказалось. Отказ судом принят. Производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Межрайонная инспекция ФНС №2 по РМ заявление не признала по доводам, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия проведена выездная налоговая проверка Государственного унитарного предприятия РМ «Авангард» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003г. по 31.12.2004г. Результаты проверки отражены в акте от 03.05.2006г. №37. На основании этого акта заместителем руководителя Инспекции принято Решение №56 от 06.06.2006г., которым Предприятию предложено уплатить 199169 рублей налога на добавленную стоимость и 420916 рублей пени по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц.

Кроме того, вышеуказанным Решением ГУП РМ «Авангард» в соответствии с пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов в общей сумме 39883 рублей 80 копеек, из которых: 39833 рубля 80 копеек – штраф за неуплату налога на добавленную стоимость, 50 рублей – штраф за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

При проведении проверки выявлены факты необоснованного возмещения налогоплательщиком в 2004 году из бюджета 199169 рублей налога на добавленную стоимость (в том числе: в апреле – в сумме 4668 рублей, в мае – в сумме 8349 рублей, в июле – в сумме 30508 рублей, в августе – в сумме 8526 рублей, в сентябре – в сумме 46171 рубля, в октябре – в сумме 27599 рублей, в ноябре – в сумме 19063 рублей, в декабре – в сумме 54285 рублей) вследствие неправомерного применения налоговых вычетов по счетам-фактурам ООО «Рубин» (ИНН 5827071000) г.Пенза, ООО «Техстройсервис» (ИНН 5836037980) г.Пенза, ООО «Автотех» (ИНН 1326140981) г.Саранск, ООО «Ленкорд» (ИНН 1326179690) г.Саранск, ООО «Атлант» (ИНН 5837017507) г.Пенза, ООО «Эрлан» (ИНН 7300000068) г.Ульяновск, составленным с нарушением требований, установленных статьей 169 Налогового кодекса РФ.

Признавая неправомерным предъявление Предприятием указанной суммы налога к возмещению из бюджета, Инспекция исходила из того, что ООО «Рубин» (ИНН 5827071000), ООО «Техстройсервис» (ИНН 5836037980), ООО «Автотех» (ИНН 1326140981), ООО «Ленкорд» (ИНН 1326179690), ООО «Атлант» (ИНН 5837017507, ООО «Эрлан» (ИНН 7300000068) в государственном реестре юридических лиц не числятся, на учете в налоговых органах не состоят.

Исходя из указанных обстоятельств, Инспекцией сделан вывод об отсутствии у Предприятия права на налоговые вычеты и возмещение из бюджета 199169 рублей налога, уплаченных поставщикам в 2004 году.

Налогоплательщику предъявлен к уплате НДС в сумме 199169 рублей, за неуплату данной суммы налога Предприятие привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 39833 рублей 80 копеек штрафа.

Оспаривая Решение налогового органа в данной части, заявитель сослался на то, что в декларациях по НДС при исчислении сумм налога к уплате он не применял налоговые вычеты в сумме 67126 рублей 32 копеек по счетам-фактурам ООО «Рубин», ООО «Техстройсервис», ООО «Автотех», ООО «Атлант», ООО «Эрлан». Также налогоплательщик полагает, что он обоснованно при исчислении налога на добавленную стоимость к уплате в сентябре, октябре, ноябре и декабре 2004 года применил налоговые вычеты по счетам-фактурам №46 от 20.09.2004г. (а не №40 от 20.09.2004г. как указано в оспариваемом решении и акте проверки от 03.05.2006г. №37), №24 от 12.10.2004г., №26 от 22.11.2004г. №65 от 28.12.2004г., №62 от 14.12.2004г., выставленным обществом с ограниченной ответственностью «Ленкорд» и исправленным в надлежащем порядке, указав, что фактическая сумма примененных Предприятием в указанные налоговые периоды вычетов по налогу составила 98868 рублей 35 копеек, а не 132043 рубля как отразил налоговый орган в акте выездной налоговой проверки и оспариваемом решении.

Исследовав материалы дела, заслушав мнения представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что заявление ГУП РМ «Авангард» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 166 Налогового кодекса РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. В пункте 2 статьи 171 Кодекса указано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) документов, подтверждающих уплату сумм налога.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. В пункте 5 названной статьи предусмотрено, что в счете-фактуре обязательно указываются наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя. Счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или зачету.

Из указанных норм следует, что условиями применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость являются приобретение товаров (работ, услуг) для целей, определенных статьей 171 Кодекса, оплата данных товаров с учетом налога и оприходование этих товаров. При этом формальный подход к проверке документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение соблюдения им указанных условий, не допускается, так как конечной целью этой проверки является оценка данных документов на предмет достоверности содержащихся в них сведений, то есть оценка реальности совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций.

Порядок внесения исправлений в выставленные счета-фактуры определен Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000г. №914. В силу пункта 29 названных Правил исправления вносятся в счета-фактуры и заверяются подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

В ходе судебного разбирательства установлено, что первоначально представленные Предприятием налоговому органу счета-фактуры №46 от 20.09.2004г., №24 от 12.10.2004г., №26 от 22.11.2004г. №65 от 28.12.2004г., №62 от 14.12.2004г., выставленные ООО «Ленкорд», действительно не соответствовали требованиям закона (неверно указан ИНН продавца), однако, нарушения в их оформлении носили устранимый характер и не повлияли на суммы налога на добавленную стоимость.

Факты уплаты Государственным унитарным предприятием РМ «Авангард» суммы НДС при приобретении товаров по данным счетам-фактурам, принятия на учет этих товаров и наличия соответствующих первичных документов налоговая инспекция не оспаривает.

Предприятие представило исправленные в установленном порядке, надлежаще оформленные вышеназванные счета-фактуры, которые соответствуют требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество с ограниченной ответственностью «Ленкорд» (ИНН 1328902227), г.Саранск, выставившее спорные счета-фактуры, внесено в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1041320003339 и поставлено на учет в Межрайонную ИМНС России №2 по РМ (в настоящее время преобразованную в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска).

Действующее законодательство не ставит право на возмещение налога на добавленную стоимость в зависимость от времени исправления счетов-фактур. В любом случае, при реализации товаров (работ, услуг) налог возмещается в том налоговом периоде, к которому относятся такие операции, подтвержденные документально, в том числе и счетами-фактурами.

Согласно представленным Предприятием в суд книге покупок за 2004 год и декларациям по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды 2004 года, суммы налоговых вычетов, указанные в декларациях по НДС за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2004 года полностью совпадают с суммами налога, уплаченными поставщикам по счетам-фактурам, отраженными в книге покупок; сумма налога, уплаченная поставщикам по счетам-фактурам, отраженным в книге покупок за декабрь 2004г., составляет 517625 рублей 19 копеек, сумма вычетов по НДС, отраженная налогоплательщиком в декларации по названному налогу за декабрь 2004г., составляет 163985 рублей. Следует отметить, что счета-фактуры ООО «Рубин», ООО «Техстройсервис», ООО «Автотех», ООО «Атлант» и ООО «Эрлан» в книге покупок Предприятия за 2004 год отсутствуют. Сумма оплаченного поставщику налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам №46 от 20.09.2004г., №24 от 12.10.2004г., №26 от 22.11.2004г., №65 от 28.12.2004г., №62 от 14.12.2004г., выставленным ООО «Ленкорд», и фактически включенная налогоплательщиком в состав налоговых вычетов при исчислении НДС к уплате, составляет 98868 рублей 35 копеек (в том числе: в сентябре – 1276 рублей 02 копейки, в октябре – 40585 рублей 42 копейки, в ноябре – 12203 рубля 39 копеек, в декабре – 44803 рубля 52 копейки), а не 132043 рубля как отражено Инспекцией в решении №56 от 06.06.2006г. Заявитель представленными документами подтвердил свое право на вычет 98868 рублей 35 копеек налога, уплаченного в 2004 году обществу с ограниченной ответственностью «Ленкорд» (г.Саранск) по выставленным счетам-фактурам.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное Решение.

Налоговый орган вопреки статье 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств неправомерного применения налогоплательщиком в проверяемые периоды вычетов в общей сумме 199169 рублей по налогу на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным ООО «Рубин», ООО «Техстройсервис», ООО «Автотех», ООО «Атлант», ООО «Эрлан» и ООО «Ленкорд», при исчислении налога к уплате в налоговых декларациях.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для начисления налогоплательщику к уплате 199169 рублей налога на добавленную стоимость за 2004 год и привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату названного налога. Поэтому Решение №56 от 06.06.2006г. Межрайонной инспекции ФНС №2 по РМ в данной части подлежит признанию недействительным, а заявление ГУП РМ «Авангард» - удовлетворению.

Государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании пункта 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.Н.Насакина