Судебная практика

Постановление кассации от 19.10.2006 №А20-916/2006. По делу А20-916/2006. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А20-916/2006 19 октября 2006 г.

Вх. Ф08-5076/06-2135А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Шапочка О.А., судей Паймаковой Л.В. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя – открытого акционерного общества «Каббалкэнерго» – Ахметова З.В. (доверенность от 04.05.06), в отсутствие заинтересованного лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику на Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.07.06 по делу № А20-916/2006 (судья Бейтуганов З.А.), Установилследующее.

ОАО «Каббалкэнерго» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику по зачету авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей пенсии за август и сентябрь 2005 г. в общей сумме 1 075 627 рублей 57 копеек в счет погашения недоимки по пеням.

Решением от 05.07.06 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что проведенный налоговым органом без заявления плательщика страховых взносов зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням является одной из форм принудительного прекращения задолженности, следовательно, проведение зачета в случае, если не проводилось взыскание задолженности в судебном порядке, неправомерно.

В апелляционном порядке Решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе инспекция просит Решение от 05.07.06 отменить и принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что в соответствии с положениями Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование признана Федеральная налоговая служба России. По мнению подателя жалобы, действия налоговой инспекции по зачету сумм авансовых платежей по страховым взносам, уплаченных обществом за август и сентябрь 2005 г., в счет погашения недоимки по пеням, соответствует законодательству.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения Решение от 05.07.06.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество перечислило в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации авансовые платежи за август и сентябрь 2005 г., из которых 1 020 424 рублей 92 копейки направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии и 55 202 рубля 65 копеек – на финансирование накопительной части пенсии. Перечисление указанных сумм подтверждается платежными поручениями от 28.09.05 № 1358, 1359, от 28.10.05 № 1597, 1598.

Полагая, что указанная сумма является переплатой, налоговая инспекция зачла спорные суммы платежей в счет уплаты пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов (заключения налогового органа от 03.11.05 № 8154, 8155).

Общество обжаловало действия налоговой инспекции в арбитражный суд.

При рассмотрении спора суд пришел к выводу о незаконности действий налоговой инспекции по проведению зачета. Данный вывод соответствует обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Согласно пункту 1 статьи 25 указанного Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей Налогового кодекса Российской Федерации. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, по общему правилу зачет в счет погашения недоимки либо задолженности по пеням осуществляется на основании заявления налогоплательщика.

В силу пункта 7 статьи 78 данного Кодекса в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Следовательно, при наличии переплаты налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать, куда направлять образовавшуюся переплату – на исполнение обязанности по уплате налогов или сборов, на уплату пеней в тот же бюджет, либо на погашение недоимки, а налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Налоговый орган вправе направить суммы излишне уплаченного налога на уплату пеней только в случае волеизъявления на это налогоплательщика. Правом же самостоятельного проведения зачета излишне уплаченного налога налоговый орган наделен лишь в случае погашения недоимки по налогам.

Судом установлено и не оспаривается налоговой инспекцией, что общество с заявлением о зачете в налоговую инспекцию не обращалось. Кроме того, налоговая инспекция не представила доказательств того, что спорные суммы взносов являлись излишне уплаченными, и в результате чего образовалась переплата.

Следовательно, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решения о зачете спорных сумм страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.07.06 по делу № А20-916/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.А. Шапочка

Судьи Л.В. Паймакова

В.Н. Яценко

При наличии переплаты налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать, куда направлять образовавшуюся переплату – на исполнение обязанности по уплате налогов или сборов, на уплату пеней в тот же бюджет, либо на погашение недоимки, а налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.