Судебная практика

Решение от 24.10.2006 №А65-20512/2006. По делу А65-20512/2006. Республика Татарстан.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, корп.1, под.2

тел. (8432) 92-17-60, 92-07-57

Именем Российской Федерации Решение

г. Казань Дело № А65-20512/2006-СА3-43

“24“ октября 2006 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хамитова З.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Хамитовым З.Н.,

рассмотрев 24 октября 2006г. в первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Крис», г.Набережные Челны (далее-заявитель) с требованием признать незаконным Постановление ИФНС РФ по г.Набережные Челны РТ (далее-ответчик) №0162 от 07.09.2006 г. о привлечении налогоплательщика к административной ответственности предусмотренной ч.3 ст.14.16 КоАП РФ,

с участием:

от заявителя – представитель Перникова Е.А., адвокат Карпов Е.А.

от ответчика – (извещен) не явились

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Крис», г.Набережные Челны (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным Постановление ИФНС РФ по г.Набережные Челны РТ (далее-ответчик) №0162 от 07.09.2006 г. о привлечении налогоплательщика к административной ответственности предусмотренной ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.

Представитель заявителя требования изложенные в заявлении поддержал, пояснил, что налоговая инспекция не правомочна рассматривать дело по указанной статье КоАП РФ, одновременно просил расценить правонарушение как малозначительное.

Ответчик явку представителей в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, до начала судебного заседания ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст. 156 АПК РФ.



Из материалов дела представленных в суд, следует, что налоговым органом была проведена проверка соблюдения законодательства РФ в сфере соблюдения законности при продаже алкогольной продукции. В ходе проведения проверки налоговым органом было установлено, что в кафе «У мамы» принадлежащем ООО «Крис», расположенном по адресу: РТ, г.Набережные Челны, ул.Гагарина, д.19, реализация алкогольной продукции: вина крепкого белого «Мадера», емк.0,7 л., водки «Водоффка», емк.0,5 л., осуществлялась без надлежаще оформленных документов, а именно без печати и подписи собственника товара в разделе «Б» справки к товарно-транспортной накладной.

По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении №002367 от 24.08.2006 г., на основании указанного протокола было вынесено Постановление №0162 от 07.09.2006 г. о привлечении ООО «Крис» к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, и наложении штрафа в размере 30 000 рублей.

Заявитель не согласился с вынесенным Постановлением и обратился в суд с требованием признать его незаконным и отменить.

Исследовав материалы дела и доводы заявителя, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении его требований по следующим основаниям.

Вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ (в редакции от 29.12.2001) “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, Правилами продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 (с изменениями от 8 февраля 2006 г.), а также Постановлением Кабинета министров РТ №616 от 23.12.2005 г. «О мерах по обеспечению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РТ».

В соответствии с п.5 Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 864 “О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию“(с изменениями от 16 июня 2006 г.), при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел “Б“ справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела “Б“, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела “Б“, подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Однако, в ходе проведения проверки налоговым органом было установлено, что в кафе «У мамы» принадлежащем ООО «Крис», расположенном по адресу: РТ, г.Набережные Челны, ул.Гагарина, д.19, реализация алкогольной продукции 2-х видов: вина крепкого белого «Мадера», емк.0,7 л., водки «Водоффка», емк.0,5 л., осуществлялась без надлежаще оформленных документов, а именно без печати и подписи собственника товара в разделе «Б» справки к товарно-транспортной накладной.

Таким образом, заявитель правомерно был привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.

Доводы заявителя об отсутствии у налогового органа полномочий на проведение проверки законности оборота алкогольной продукции и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ несостоятельны.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ.

В статье 23.50 КоАП РФ указанной главы установлено, что налоговые органы (как органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Статья 23 Федерального закона N 171-ФЗ (далее-Закон) устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за соблюдением условий действия лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (статья 2 Закона).

В соответствии с пунктом 142 вышеуказанных Правил продажи контроль за их соблюдением осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.

В пункте 1 Положения о федеральной налоговой службе (далее-Положения), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 установлено, что федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Пунктами 5.13, 6.6 Положения предусмотрено, что федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право осуществлять в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.



Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, налоговый орган, выполняя функции по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положений законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, вправе проверять, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Ответственность за вышеуказанное нарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Факт правонарушения, совершенного Обществом, непринятия им всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, доказан налоговым органом и подтвержден соответствующими доказательствами, привлечение к административной ответственности осуществлено в установленном законом порядке компетентным органом.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.

Из вышеизложенного следует, что налоговый орган обоснованно привлек предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения не основан на нормах действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находятся под особым государственным контролем. С учетом этого обстоятельства у суда отсутствовали правовые основания для того, чтобы признать правонарушение, совершенное обществом, малозначительным и освободить его от административной ответственности. Учитывая совокупность всех обстоятельства дела, налоговая инспекция назначила заявителю административное наказание в минимальном размере.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости признания постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности и назначении административного штрафа законным и не подлежащим отмене. В удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан

Решил:

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ в течение десяти дней со дня принятия.

Судья З.Н. Хамитов