Судебная практика

Постановление кассации от 24.10.2006 №А32-68488/2005. По делу А32-68488/2005. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации Постановление арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-68488/2005-51/1673 24 октября 2006 г.

Вх. Ф08-4971/06-2100А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Пальцевой И.В., судей Драбо Т.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя – открытого акционерного общества «Новороссийское морское пароходство» – Иваненко М.Г. (доверенность от 01.01.06 № 01.04-12Д/2006), в отсутствие заинтересованного лица – Новороссийской таможни, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление № 091/2006-2360), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Новороссийское морское пароходство» на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.06 по делу № А32-68488/2005-51/1673 (судьи Мицкевич С.Р., Козубова М.Н., Буренков Л.В.), Установилследующее.

ОАО «Новороссийское морское пароходство» (далее – общество) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее – таможня) о признании незаконным отказа таможни принять декларацию в форме заявления от 02.11.05, отказа таможни выдать официальный письменный отказ по принятию грузовых таможенных деклараций по т/х «Леонид Утесов», об обязании произвести таможенное оформление операций по теплоходу «Леонид Утесов» на основании декларации (в форме заявления) от 02.11.05 и документов, поданных обществом.

Решением суда от 21.04.06 заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.06.06 Решение суда первой инстанции изменено, производство по делу в части обязания таможни произвести таможенное оформление операций по теплоходу «Леонид Утесов» на основании декларации (в форме заявления) от 02.11.05 и документов, поданных обществом, прекращено в связи с отказом от заявленных требований; признан незаконным отказ таможни выдать официальный отказ в принятии грузовых таможенных деклараций от 07.11.05 для таможенного оформления операций по теплоходу «Леонид Утесов» как не соответствующий Таможенному кодексу Российской Федерации; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований мотивировано тем, что общество должно было представить декларацию в установленной, а не в произвольной форме.

В кассационной жалобе общество просит Постановление апелляционной инстанции от 29.06.06 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что в распоряжении ГТК Российской Федерации от 25.06.02 № 419-р «О таможенном оформлении судов торгового мореплавания, помещенных под таможенный режим временного ввоза (вывоза)» разрешено представлять декларацию в форме заявления при таможенном оформлении операций по переработке.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель общества изложила доводы кассационной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя стороны, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 24.10.05 в порт Санкт-Петербург прибыл теплоход «Леонид Утесов», принадлежащий обществу на праве собственности. Во время нахождения судна за пределами территории Российской Федерации в режиме временного вывоза в отношении него были осуществлены технические операции по ремонту судна, установке нового оборудования, оргтехники, что повлекло за собой необходимость таможенного оформления в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с требованиями распоряжения ГТК Российской Федерации от 25.06.02 № 419-р «О таможенном оформлении судов торгового мореплавания, помещенных под таможенный режим временного ввоза (вывоза)» в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста «Новороссийский» Новороссийской таможни общество представило декларацию (в произвольной форме) с приложением к декларации заверенных копий документов, содержащих сведения об объеме и стоимости проведенных на судне операций по переработке и модернизации и иные сведения, требуемые для представления в таможенный орган. Указанная декларация и документы не были приняты таможней.

На просьбу общества представить письменный отказ в соответствии с требования статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации общество получило ответ от 15.11.05 № 40-14/8513, в котором указывалось, что по пунктам 1,3 заявления товар не может быть оформлен в режиме переработки вне таможенной территории, так как работы по ремонту судна выполнены российской организацией, а по пунктам 2, 4, 5, 6, 8, 9 указано, что товар должен быть заявлен по грузовой таможенной декларации.



Как следует из объяснения Чекиной А.С., 07.11.05 представитель общества представил в таможню три грузовые таможенные декларации для оформления теплохода «Леонид Утесов», однако, таможенный пост Новороссийской таможни не принял указанные декларации и отказался выдать письменный отказ.

В письме от 23.11.05 таможня указала, что факт подачи трех грузовых таможенных деклараций на Новороссийском посту не зарегистрирован.

Обжаловало действия таможни в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Суд апелляционной инстанции при отказе в удовлетворении заявленных требований обоснованно руководствовался следующим.

Статья 276 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории Российской Федерации операциям по переработке, за исключением:

операций по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;

операций по ремонту, осуществляемых бесплатно в силу закона или договора;

операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортного средства после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Если транспортное средство, в отношении которого производились операции по ремонту и (или) другие операции за пределами таможенной территории Российской Федерации, не подлежит освобождению от уплаты пошлин, налогов в соответствии с пунктом 1 статьи 276 Кодекса, в отношении указанного транспортного средства применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов применительно к порядку, предусмотренному статьей 207 Кодекса в отношении взимания таможенных пошлин, налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории.

При определении стоимости операций по переработке расходы на перемещение транспортного средства к месту переработки и обратно не учитываются, если такое перемещение связано с осуществлением международной перевозки товаров или пассажиров.

Согласно пункту 2 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства.

Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, недостающие сведения сообщаются в таможенный орган путем представления соответственно въездной или выездной декларации по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть соответственно въездной и выездной декларации.

Судом кассационной инстанции не принимается довод общества о необходимости представления декларации в произвольной форме. В пункте 4 распоряжения ГТК Российской Федерации от 25.06.02 № 419-р «О таможенном оформлении судов торгового мореплавания, помещенных под таможенный режим временного ввоза (вывоза)» указано, что лицо, на балансе которого состоит российское судно, в течение пятнадцати дней с момента захода в порт прибытия на таможенную территорию Российской Федерации судна, которое в период нахождения под таможенным режимом временного ввоза (вывоза) за пределами таможенной территории Российской Федерации подвергалось операциям по переработке, включая ремонт всех видов и модернизацию, за исключением обычных операций по техническому обслуживанию, необходимому для обеспечения сохранности и эксплуатации судна, и не приведших к увеличению стоимости судна, по сравнению с его балансовой стоимостью на момент помещения под таможенный режим временного ввоза (вывоза), подает в таможенный орган оформления письменное заявление произвольной формы, содержащее сведения об объеме и стоимости проведенных на судне операций по переработке, балансовой стоимости судна до и после проведения операций по переработке, с приложением заверенных в установленном порядке копий документов, для подтверждения представляемых в таможенный орган сведений. Данное заявление рассматривается в качестве таможенной декларации, свидетельствующей о проведении с судном операций по переработке.

В то же время в соответствии с пунктом 3 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271, статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 Кодекса, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной декларации. В остальных случаях декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным Кодексом для декларирования товаров (глава 14).



С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования к таможенному режиму «переработка вне таможенной территории» установлены статьями 197 – 208 Таможенного кодекса Российской Федерации и иного способа декларирования, отличного от подачи таможенной декларации, не установлено.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.06 по делу № А32-68488/2005-51/1673 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.В. Пальцева

Судьи Т.Н.Драбо

Т.Н. Дорогина

В соответствии с пунктом 3 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271, статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 Кодекса, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной декларации.