Судебная практика

Постановление кассации от 27.10.2006 №А15-443/2006. По делу А15-443/2006. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А15-443/2006 24 октября 2006 г. Вх. Ф08-5070/06

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Назаренко И.П. и Ширвиса Ю.В., при участии в судебном заседании от истца – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан – Магомедова А.М., в отсутствие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, федерального государственного унитарного предприятия «Авиалинии Дагестана», извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан на Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.07.06 по делу № А15-443/2006 (судья Даитбегов М.С.), Установилследующее.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан об обязании исключить из реестра федеральной собственности объекты республиканской собственности, а именно: воздушные суда ТУ-154М (заводской номер 92А938, бортовой номер РА-85736), ТУ-154М (заводской номер 97А1009, бортовой номер РА-85828), ТУ-154М (заводской номер 98А1011, бортовой номер РА-85840), ТУ-134Б (бортовой номер РА-65569), ТУ-134Б (бортовой номер РА-65579).

Решением от 06.07.06 иск удовлетворен. Суд исходил из того, что спорные объекты являются собственностью Республики Дагестан, приобретены за счет средств республиканского бюджета. Республикой Дагестан воздушные суда не были переданы в федеральную собственность. ФГУП «Авиалинии Дагестана», владея имуществом на праве хозяйственного ведения, не вправе было им распоряжаться без согласия собственника. Включение объектов в реестр федеральной собственности не правомерно.

В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан просит Решение суда отменить и иск удовлетворить. Жалоба обоснована следующим. ФГУП «Авиалинии Дагестана» является федеральным государственным унитарным предприятием, которому имущество предоставлено на праве хозяйственного ведения. Имущество предприятия включено в реестр федеральной собственности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.98 № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества». В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 предприятия и объекты отраслей воздушного транспорта независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Правительство Российской Федерации как орган уполномоченный распоряжаться федеральным имуществом обоснованно включило спорные объекты в состав федеральных государственных унитарных предприятий, приватизация которых запланирована на 2004 год.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан ссылается на законность и обоснованность решения суда.

Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Республики Дагестан от 30.11.93 № 534-р Махачкалинскому объединенному авиаотряду выделены денежные средства в сумме 2 150 млн. рублей на приобретение самолета ТУ-154М.

В соответствии с распоряжением Правительства Республики Дагестан от 22.01.98 № 21-р на баланс ГП «Авиалинии Дагестана» передан самолет ТУ-154М (бортовой номер РА85828), приобретенный через АО «Авиакор» в порядке взаимозачета в соответствии с распоряжением Правительства Республики Дагестан от 16.04.97 № 135-р, и закреплен за ГП «Авиалинии Дагестана».

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 22.01.99 № 9-р на баланс ГУП «Авиалинии Дагестана» передан самолет ТУ-154М (бортовой номер РА85840),

приобретенный в порядке взаимозачета.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.12.99 № 286 одобрено соглашение о передаче ГУП «Авиалинии Дагестана» (ныне ФГУ «Авиалинии Дагестана») недвижимого имущества и порядке использования доходов от его использования. В соответствии с Постановлением ГУП «Авиалинии Дагестана» обязано перечислить ежемесячно амортизационные отчисления в размере 1,5 млн. рублей и ежеквартально 50% прибыли на специальный счет Минфина Республики Дагестан, установив нижний предел в размере 600 тыс. рублей.

По условиям соглашения, одобренного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.12.99 № 286, Мингосимущество Республики Дагестан передало ГУП «Авиалинии Дагестана» воздушные суда ТУ-154М (заводской номер 92А910, бортовой номер РА85728), ТУ-154М (заводской номер 92А938, бортовой номер РА85736), ТУ-154М (заводской номер 97А1009, бортовой номер РА85828), ТУ-154М (заводской номер 98А1011, бортовой номер РА85840), оплаченные за счет средств республиканского бюджета, на сумму 205 767 000 рублей. Целью передачи указанных воздушных судов является максимальное извлечение прибыли от их эксплуатации. Согласно пункт 2.3.4 соглашения ГУП «Авиалинии Дагестана» обязалось совершать все сделки с переданным ему имуществом, включая сдачу в аренду, залог и временное пользование, исключительно согласия Мингосимущества Республики Дагестан.

Согласно распоряжению Правительства Республики Дагестан от 23.05.01 № 170-р принято предложение ГУП «Авиалинии Дагестана» и ГУ по транспорту Республики Дагестан, согласованное с Мингосимуществом Республики Дагестан, об обмене воздушного судна ТУ-154М (бортовой номер РА85728) на два воздушных судна ТУ-134Б, предписано считать полученные взамен воздушного судна ТУ-154М два воздушных судна ТУ-134Б государственной собственностью Республики Дагестан. Мингосимуществу Республики Дагестан предложено в установленном порядке закрепить за ГУП «Авиалинии Дагестана» полученные воздушные судна ТУ-134Б, а ГУП «Авиалинии Дагестана» – не позднее 01.07.01 обеспечить целевое функционирование полученных воздушных судов ТУ-134Б.



В настоящее время воздушные суда ТУ-154М (заводской номер 92А938, бортовой номер РА-85736), ТУ-154М (заводской номер 97А1009, бортовой номер РА-85828), ТУ-154М (заводской номер 98А1011, бортовой номер РА-85840), ТУ-134Б (бортовой номер РА-65569), ТУ-134Б (бортовой номер РА-65579) включены в реестр государственного имущества Республики Дагестан.

Между тем в материалы дела предоставлено свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием «Дагестанские Авиалинии». 3 марта 2000 года указанному объекту присвоен реестровый № 00500367.

Суд правильно Установил, что приобретение спорных воздушных судов осуществлено за счет бюджетных средств Республики Дагестан. Передача воздушных судов по соглашению от 23.12.99 унитарному предприятию «Дагестанские Авиалинии» на праве хозяйственного ведения произведена ошибочно, фактически имущество передавалась в пользование. Так в силу статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято Решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или Решением собственника. Однако уполномоченный собственник в лице Правительства Российской Федерации либо Федерального агентства по управлению федеральным имуществом не принимал решения о закреплении спорных воздушных судов за федеральным унитарным предприятием, поэтому у него не могло возникнуть право хозяйственного ведения на воздушные суда, приобретенные за счет средств бюджета Республики Дагестан.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29.05.2000 № 82 «О внесении изменения и дополнений в Постановление Правительства Республики Дагестан от 23.12.99 № 286» ГУП «Авиалинии Дагестана» обязано ежемесячно перечислять на специальный счет Минфина Республики Дагестан амортизационные отчисления и часть прибыли, полученной от эксплуатации переданных ему самолетов, на счет стабилизации экономики Республики Дагестан.

Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 08.10.04 № 236 Министерству имущественных отношений Республики Дагестан поручено разработать условия предоставления воздушных судов в аренду. Пункт 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 23.12.99 в части закрепления воздушных судов за ФУГП «Авиалинии Дагестана» на праве хозяйственного ведения признан утратившим силу.

Кроме того, согласно статье 2 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

При указанных обстоятельствах доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан, изложенные в кассационной жалобе не могут быть приняты во внимание, основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 06.07.06 по делу № А15-443/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Л.И. Савенко

Судьи И.П. Назаренко

Ю.В. Ширвис

Поскольку уполномоченный собственник в лице Правительства Российской Федерации либо Федерального агентства по управлению федеральным имуществом не принимал решения о закреплении воздушных судов за федеральным унитарным предприятием, поэтому у него не могло возникнуть право хозяйственного ведения на воздушные суда, приобретенные за счет средств бюджета субъекта Федерации.