Судебная практика

Постановление кассации от 24.10.2006 №А32-5067/2006. По делу А32-5067/2006. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации Постановление арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-5067/06-14/139 24 октября 2006 г.

Вх. Ф08-4843/06-2060А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Пальцевой И.В., судей Канатовой С.А. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс «Родина» – Чурикова Н.А. (доверенность от 10.05.06 № 275-р), в отсутствие заявителя – Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края на определение от 29.05.06 (судья Тарасенко А.А.) и Постановление апелляционной инстанции от 01.08.06 (судьи Шкира Д.М., Третьякова Н.Н., Кичко А.И.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-5067/2006-14/139, Установилследующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани Краснодарского края (далее – налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к ООО АПК «Родина» (далее – общество) о взыскании 100 рублей налоговых санкций.

Определением суда от 25.05.06, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 01.08.06, производство по делу прекращено.

Судебные акты мотивированы тем, что указанная сумма должна взыскиваться с общества во внесудебном порядке.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит определение суда от 29.05.06 и Постановление апелляционной инстанции от 01.08.06 отменить и взыскать с общества сумму штрафа по причине нахождения общества в процедуре конкурсного производства. По мнению налоговой инспекции, применение статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации является неправомерным, так как рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое Решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель общества просил судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя стороны, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество Решением от 11.11.05 № 2113 привлечено к налоговой ответственности в виде 100 рублей штрафа за неисполнение обязанности по предоставлению документов и сведений, истребованных налоговой инспекцией и необходимых для осуществления налогового контроля.

Требованием от 06.12.05 № 25136 обществу предложено в срок до 16.12.05 уплатить сумму названных штрафных санкций в добровольном порядке.

Поскольку в указанный срок штраф не был уплачен, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Согласно пункту 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Федеральным законом от 04.11.05 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» часть первая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 103.1.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию — пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает Решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно решению налоговой инспекции сумма штрафа, налагаемого на общество, составляет 100 рублей.

В силу пункта 7 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Статьей 3 Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января 2006 года. При этом поданные в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Указанный порядок отражен в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» от 20.02.06 № 105.

Следовательно, с 01.01.06 штрафы за налоговые правонарушения, не превышающие размеры, установленные пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат взысканию в судебном порядке.

Согласно штампу арбитражного суда на заявлении налоговой инспекции от 31.01.06, последнее поступило в арбитражный суд Краснодарского края 31.01.06, то есть после вступления в силу Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ.

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговой санкции после 01.01.06.

Таким образом, арбитражный суд правомерно, руководствуясь пунктом 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекратил производство по делу.

Доводы жалобы были предметом рассмотрения, им дана правильная оценка. Суд обоснованно указал, что введение процедуры конкурсного производства в отношении общества не может изменять установленную процедуру взыскания налоговых санкций в установленных размерах во внесудебном порядке.

В реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, включаются требования, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

определение от 29.05.06 и Постановление апелляционной инстанции от 01.08.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-5067/2006-14/139 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.В. Пальцева

Судьи С.А. Канатова

Т.Н. Дорогина

В реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, включаются требования, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).