Судебная практика

Постановление кассации от 04.09.2006 №А32-53478/2005. По делу А32-53478/2005. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-53478/2005-33/1576-106АП 4 сентября 2006 г.

Вх. Ф08-2427/06-1021А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Мацко Ю.В. и Паймаковой Л.В., при участии в судебном заседании от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Пансионат “Эдем“» – Кузьбар В.В. (директор), Терентьевой Е.Ю. (доверенность от 10.04.06), в отсутствие заинтересованного лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа на Решение от 15.12.05 (судья Диденко В.В.) и Постановление апелляционной инстанции от 09.03.06 (судьи Петрушенко З.Н., Ильенко Е.И., Данько М.М.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-53478/2005-33/1576-106АП, Установилследующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Пансионат “Эдем“» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа (далее – налоговая инспекция) от 09.09.05 № 80 о привлечении к ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания 30 тыс. рублей штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины.

Решением суда от 15.12.05, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 09.03.06, требования общества удовлетворены.

Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества противоправного и виновного действия, за которое установлена ответственность, поскольку налоговая инспекция допустила данную модель ККМ к применению при расчетах с населением за услуги проживания.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить Решение суда от 15.12.05, Постановление апелляционной инстанции от 09.03.06 и отказать в удовлетворении требований общества. По мнению заявителя, контрольно-кассовая машина Орион 100 Ф № 0091533 не может применяться в гостиницах.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители общества просили отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании поручения от 26.09.05 № 701 налоговая инспекция провела проверку деятельности общества по вопросу соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники. В ходе проверки установлено, что при оплате услуг за проживание применена контрольно-кассовая машина Орион 100 Ф № 0091533 в несоответстующей сфере применения по классификатору. Данная модель ККТ не разрешена к применению в сфере гостиничных услуг. При оплате проживания гражданам Василенко Г.А., Василенко А.Н., Кравченко Г.А., Чехову Г.Г., Молявко О.Г., Молявко В.А. выданы счета формы 3Г, утвержденной приказом Минфина России от 13.12.93 № 121 «Об утверждении форм документов строгой отчетности», отпечатанные на компьютере в бухгалтерии общества. На бланках отсутствуют сведения об изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), что является нарушением пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.05 № 171.

По установленному факту налоговая инспекция составила акт проверки от 05.05.05 № 069 и протокол об административном правонарушении от 06.05.05 № 00227. По итогам рассмотрения материалов проверки принято Постановление от 24.05.05 № 00161 о привлечении ООО «Пансионат “Эдем“» к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.

Указанное Постановление общество обжаловало в арбитражный суд.



В силу статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товара, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику. Исходя из смысла Закона № 54-ФЗ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ применение контрольно-кассовых машин не в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин следует квалифицировать как применение неисправной контрольно-кассовой техники, что влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в тех случаях, когда контрольно-кассовая машина используется без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

В соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации могут применяться контрольно - кассовые машины для торговли, для сферы услуг, для торговли нефтепродуктами и газовым топливом, для отелей и ресторанов.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Подпунктом «б» пункта 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745) предусмотрено, что в организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин.

Судебные инстанции, рассматривая настоящее дело, не проверили, повлияло ли на соблюдение фискального режима применение обществом при осуществлении денежных расчетов контрольно-кассовой машины не в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин, то есть неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения.

При указанных условиях оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Решение от 15.12.05 и Постановление апелляционной инстанции от 09.03.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-53478/2005-33/1576-106АП отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.Н. Яценко

Судьи Ю.В. Мацко

Л.В. Паймакова



Судебные инстанции не проверили, повлияло ли на соблюдение фискального режима применение обществом при осуществлении денежных расчетов контрольно-кассовой машины не в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин, то есть неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения.