Судебная практика

Постановление кассации от 06.12.2006 №А15-2789/2004. По делу А15-2789/2004. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А15-2789/2004-15 6 декабря 2006 г.

Вх. Ф08-5716/06-2591А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Шапочка О.А., судей Мацко Ю.В. и Паймаковой Л.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя – Агагишиева А.М., заинтересованного лица – Дагестанской таможни и третьего лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Агагишиева А.М. на Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.02.06 по делу № А15-2789/2004-15 (судья Аблешова Н.Б.), Установилследующее.

Предприниматель Агагишиев А.М. обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о взыскании с Дагестанской таможни (далее – таможня) 345 720 рублей излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

Определением от 11.01.05 заявление предпринимателя Агагишиева А.М. принято к производству, возбуждено производство по делу. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы.

Определением от 28.02.05 суд прекратил производство по делу.

Определение мотивировано тем, что дело неподведомственно арбитражному суду, поскольку Агагишиев А.М. на дату принятия заявления (11.01.05) утратил статус индивидуального предпринимателя. Суд указал, что с 01.01.05 государственная регистрация Агагишиева А.М. в качестве предпринимателя утратила силу, и он перестал быть предпринимателем, поскольку не исполнил обязанность, предусмотренную статьей 3 Федерального закона от 23.06.03 № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц“».

Постановлением кассационной инстанции от 09.08.05 отменено определение суда от 28.02.05, дело направлено в первую инстанцию для рассмотрения по существу. Судебный акт мотивирован тем, что на дату первоначального обращения Агагишиева А.М. в суд он являлся индивидуальным предпринимателем на основании выданного ему 24.02.98 свидетельства № 2927-98, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по данному делу.

Определением от 30.09.05 производство по делу приостановлено, а затем определением от 07.02.06 возобновлено.

Агагишиев А.М. увеличил размер заявленной суммы до 524 020 рублей.

Решением суда от 28.02.06 суд принял увеличение исковых требований, отказал в удовлетворении заявления, взыскал с заявителя госпошлину по делу.

Судебный акт мотивирован тем, что до вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, являлись плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, поэтому положения данной главы не привели к возложению на них дополнительного налогового бремени.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился Агагишиев А.М. с кассационной жалобой, в которой просит Решение от 28.02.06 отменить, заявление удовлетворить. Заявитель считает, что в период с момента принятия Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» до вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматели не уплачивали НДС при перемещении товаров через таможенную границу.



Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Агагишиев А.М., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя 24.02.98, в период с июля по декабрь 2001 года, ввез на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики с целью продажи товары и при внесении таможенных платежей уплатил 524 020 рублей НДС.

Полагая, что в силу Федерального закона от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 88?ФЗ) он не является плательщиком НДС, Агагишиев А.М. обратился с заявлением в таможню о возврате указанной суммы.

Таможня письмом от 26.08.03 № 03-09/12875 отказала в возврате уплаченного НДС, ссылаясь на то, что индивидуальные предприниматели в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации обязаны уплачивать этот налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Считая отказ таможни неправомерным, предприниматель обратился в суд с заявлением о возврате уплаченной суммы налога.

В связи с введением в действие главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели с 01.01.01 признаются плательщиками НДС.

Указанные изменения налогового законодательства, возложившие дополнительные налоговые обязанности на заявителя, произошли после его регистрации 24.02.98 в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 88-ФЗ в случае, когда изменения налогового законодательства создают для субъектов малого предпринимательства условия, менее благоприятные по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности названные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства заключается, в частности, в возложении дополнительного налогового бремени, в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности.

В 2001 г. отношения по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле», статьей 13 (часть 2) Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

Вышеуказанное межправительственное Соглашение устанавливает принцип взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Азербайджанской Республики.

В статье 4 Соглашения «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле» предусмотрен принцип налогообложения при ввозе товаров, по которому товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством.

При ратификации Соглашения российский законодатель не предусматривал взимание НДС с товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики ранее 01.07.01.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что ввоз товаров и уплата НДС произведены в период с 03.07.01 по 11.12.01.

В спорный период отношения по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулировались статьей 13 (часть 2) Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».



Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по ввозу товаров (работ, услуг) на таможенную территорию Российской Федерации относятся к объектам обложения НДС.

Статьей 143 данного Кодекса предусмотрено, что плательщиками данного налога являются, в частности, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 2 и подпункте «б» пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

Как следует из статьи 118 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период ввоза предпринимателем товара, таможенные платежи вносятся непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с этим Кодексом. Согласно статье 18 указанного Кодекса декларант – это лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.

В силу пункта 2 статьи 110 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений (статья 318 ныне действующего Таможенного кодекса Российской Федерации), в состав таможенных платежей при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации наряду с прочими таможенными платежами входит и НДС.

Следовательно, любое лицо, перемещающее товар через таможенную границу Российской Федерации, обязано уплатить НДС.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.03 № 11-П «По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан» касается вопроса о допустимости возложения на индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате НДС при реализации товаров.

В рассматриваемом случае речь идет о налоге, подлежащем уплате при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, а не при реализации товара.

Таким образом, и до вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, являлись плательщиками НДС, поэтому положения статьи 9 Закона № 88-ФЗ и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.03 № 11-П в данном случае применению не подлежат.

Кроме того, как отметил суд первой инстанции, Агагишиев А.М. не представил доказательства реализации перемещенных товаров на территории Российской Федерации без включения в их стоимость НДС, уплаченного при таможенном оформлении.

Изложенное свидетельствует о том, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще их оценил. Заявитель в кассационной жалобе фактически выражает свое несогласие с толкованием и применением судом первой инстанции нормы материального права.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по кассационной жалобе в сумме 1 тыс. рублей подлежит взысканию с Агагишиева А.М.

В силу статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 данного Кодекса, и при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.

Агагишиев А.М. при подаче ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины на три месяца не представил доказательств наличия таких оснований, поэтому в удовлетворении его ходатайства следует отказать.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.02.06 по делу № А15-2789/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Агагишиева А.М. госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1 тыс. рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.А. Шапочка

Судьи Ю.В. Мацко

Л.В. Паймакова

До вступления в силу главы 21 НК РФ индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, являлись плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, поэтому положения данной главы не привели к возложению на них дополнительного налогового бремени.