Судебная практика

Решение от 11.12.2006 №А54-4566/2006. По делу А54-4566/2006. Рязанская область.

Арбитражный суд Рязанской области Именем Российской Федерации

Решение

г. Рязань Дело №А54-4566/2006

11 декабря 2006 года С8

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04.12.2006г.

Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2006 года.

Судья Арбитражного суда Рязанской области Стрельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Стрельниковой И.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Спецстроймеханизация“ г.Рязань

к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Рязанской области, г.Рязань

о признании бездействия незаконным

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Шаров Е.В., представитель по доверенности от 05.09.06г., дан 06.02.02г.

от ответчика: не явился, извещен, заявление о рассмотрении в отсутствие.

Установил:

открытое акционерное общество “Спецстроймеханизация“ г. Рязань обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению ГИБДД УВД Рязанской области (далее - УГИБДД УВД Рязанской области) о признании действия незаконными.



По ходатайству ОАО “Спецстроймеханизация“, в соответствии со ст. 198 АПК РФ, судом восстановлен пропущенный срок по уважительной причине для подачи в арбитражный суд заявления о признании бездействия незаконным.

Представитель ОАО “Спецстроймеханизация“ г. Рязань уточнил заявленные требования, в соответствии с которыми просит суд признать незаконными действия УГИБДД УВД Рязанской области, выраженные в отказе в совершении регистрационных действий в отношении автомобиля КАМАЗ-55111 государственный номер Е 579 ВР 62, принадлежащего ОАО “Спецстроймеханизация“ на праве собственности, обязать УГИБДД УВД Рязанской области внести соответствующие изменения в регистрационные документы автомобиля. Уточнение судом принято.

Представитель заявителя требования с учетом представленного уточнения требований.

Представитель УГИБДД УВД Рязанской области в судебном заседании 26.10.2006г. требование отклонил, по доводам, изложенным в отзыве на заявление. Считает, действия УГИБДД УВД Рязанской области законными и обоснованными. В удовлетворении требований заявителя просит отказать.

В соответствии со ст. ст. 156, 215 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Из материалов дела следует: автотранспортное средство КАМАЗ-55111, государственный номер Е 579 ВР 62, 1990 года выпуска, номер шасси (рамы) 55111-0053764, номер двигателя 740.10, цвет красный, состоит на учете в МРЭО при УВД Рязанской области. Согласно свидетельству о регистрации ТС серии 62 КН 490207 в МРЭО при УВД Рязанской области собственником указанного автотранспортного средства является ОАО “Спецстроймеханизация“.

АООТ “Спецстроймеханизация“ заключило с ООО автоцентром “Камазапчасть“ договор от 09.04.2002г. купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата). Согласно платежному поручению №401 от 08.04.2002г., счету-фактуре №1036 от 09.04.2002г. АООТ “Спецстроймеханизация“ приобрело у ООО автоцентра “Камазапчасть“, двигатель марки 740.1002015, год выпуска 2001.

23.12.2005г. ОАО “Спецстроймеханизация“ обратилось в МРЭО УГИБДД УВД Рязанской области с заявлением о внесении в регистрационные документы номера двигателя автомобиля.

При осмотре автомобиля сотрудниками УГИБДД УВД Рязанской области установлено, что маркировочное обозначение номера двигателя и шасси вызывает сомнения в подлинности исполнения заводом-изготовителем.

В целях недопущения легализации похищенного автотранспорта и для принятия решения, автомобиль марки КАМАЗ-55111, государственный номер Е 579 ВР 62, 1990 года выпуска, цвет красный, направлен в ЭКЦ УВД Рязанской области для проведения автотехнического исследования, где экспертом сделан вывод: маркировочное обозначение кабины 1338613, представленного на исследование автомобиля «КАМАЗ-55111» выполнено в соответствии с технологией используемой для маркировки кабин автомобилей соответствующей модели и года выпуска, не подвергалось изменению. Маркируемая деталь кабины демонтажу не подвергалась. Фирменная маркировочная табличка на момент проведения исследования закреплена по технологии завода изготовителя (справка ЭКЦ УВД №308 от 19.01.2006г.).

Идентификационное маркировочное обозначение шасси (рамы): 55111 0053764 90, представленного на исследование автомобиля «КАМАЗ-55111», является первичным и вменению не подвергалось. Фирменная заводская маркировочная табличка в кабине, на панели у правого сиденья, на момент проведения исследования, закреплена по технологии используемой предприятием-изготовителем. Фирменная заводская маркировочная табличка содержит VIN: XTC551110L0053764 (справка ЭКЦ УВД №309 от 19.01.2006г.).

Исследованием маркировочной площадки блока цилиндров двигателя установлено, что на ее поверхности отсутствует табличка содержащая маркировочное обозначение. Детальным исследованием установлено, что следы воздействия механического ли слесарного инструмента отсутствуют. Установить первоначальное маркировочное обозначение блока цилиндров двигателя представленного на исследование автомобиля КАМАЗ-55111», не представляется возможным. На блоке цилиндров двигателя обнаружена рельефно выполненная дата отливки блока цилиндров: 2 06 01. Первоначальное содержание маркировочного обозначения блока цилиндров двигателя представленного на исследование автомобиля «КАМАЗ-55111», утрачено (справка ЭКЦ УВД №310 от 19.01.2006г.).

По данному факту сотрудниками Железнодорожного РОВД г.Рязани проведена проверка.

17.11.2005г., ОВД Железнодорожного РОВД г. Рязани вынесено Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием признаков состава преступления.

Письмом №18/122-ж от 18.04.2006г. УГИБДД УВД Рязанской области сообщило заявителю об отказе в совершении регистрационных действий в МРЭО с принадлежащим ему транспортным средством по тем мотивам, что в соответствии с п. 12 «Положения о ГИБДД МВД РФ», утвержденных Указом Президента РФ № 711 от 1998 года, ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации транспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера агрегатов.



Не согласившись с данным Решением, ОАО “Спецстроймеханизация“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Государственная регистрация автотранспортных средств на территории РФ установлена п. 3 ст. 15 ФЗ “О безопасности дорожного движения“ от 10.12.1995г. №196-ФЗ (с изменениями), в соответствии с которой, допуск транспортных средств предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Федеральный закон “О безопасности дорожного движения“ предусматривает наличие определенной процедуры, заключающейся в регистрации транспортного средства.

Приказом Министра внутренних дел РФ от 27.01.2003г. №59 “О порядке регистрации транспортных средств“ были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Данный нормативный акт был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 07.03.2003г. и опубликован в установленном порядке.

Указанные Правила изданы во исполнение п. 6 Постановления Правительства РФ от 12.08.94г. №938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ“ (с изменениями и дополнениями от 31.07.1998г., 21.02.2002г.).

Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака “ТРАНЗИТ“ или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами (п.3.2 Правил).

В соответствии с п.3.3 Правил к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

В соответствии с п.5 Правил регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Согласно п.12 Правил транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, в справках-счетах, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.17 Правил при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы (регистрационные знаки) вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.

Пунктом 76 Правил установлено, что при совершении регистрационных действий в порядке, предусмотренном пунктом 17 Правил, в отношении транспортных средств, имеющих признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, и иных случаях, соответствующих законодательству Российской Федерации, в графах “Особые отметки“ паспорта транспортного средства (кроме случаев зарегистрированных изменений), свидетельства о регистрации транспортного средства, реестра регистрации транспортных средств, карточки учета транспортного средства делаются записи “Номер VIN (кузова, двигателя, шасси, рамы) изменен“ (с указанием конкретного основания изменения маркировки транспортного средства). На внутреннюю сторону свидетельства о регистрации, а также в графы “Особые отметки“ паспорта транспортного средства (кроме случаев зарегистрированных изменений) и карточки учета транспортного средства вклеиваются изготовленные экспертно-криминалистическими подразделениями фотографии места измененной маркировки размером 50 x 5 мм.

В соответствии с п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ №711 от 15.06.1998г. (далее - Положение о ГИБДД МВД РФ) ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации, транспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера агрегатов.

Как усматривается из материалов дела, спорное автотранспортное средство было зарегистрировано за ОАО “Спецстроймеханизация“, которое является собственником транспортного средства марки КАМАЗ-55111, государственный номер Е 579 ВР 62, 1990 года выпуска, цвет красный, состоит на учете, согласно свидетельству о регистрации ТС серии 62 КН 490207 в МРЭО при УВД Рязанской области. Паспорт транспортного средства серии 62 КВ 800418, выданный МРЭО при УВД Рязанской области 02.08.2001г.

Управление ГИБДД УВД Рязанской области не представило суду сведений о том, что транспортное средство числится в розыске, а также информацию о наличии иного владельца.

Учитывая отказ в возбуждении уголовного дела, Управление ГИБДД УВД Рязанской области должно было произвести регистрационные действия, предусмотренные п.76 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, в графах “Особые отметки“ паспорта транспортного средства.

В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

С учетом изложенного, оснований для отказа в совершении регистрационных действий, по существу запрещающих эксплуатацию транспортного средства и ущемляющих интересы собственника транспортного средства, не имелось, что свидетельствует о правомерности требований общества.

Согласно ч. 2 статьи 201 АПК РФ при установлении арбитражным судом незаконности действий должностных лиц государственных органов, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает Решение о признании этих действий незаконными.

В соответствии с п.6 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится возврат уплаченной государственной пошлины за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167–170, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Судья: Стрельникова И.А.