Судебная практика

Решение от 08.12.2006 №А54-5255/2006. По делу А54-5255/2006. Рязанская область.

Решение

г. Рязань

Дело № А54-5255/2006

С21

“08“ декабря 2006 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07.12.2006г.

Судья Арбитражного суда Рязанской области Котлова Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ратниковой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела Государственного пожарного надзора Советского района, г. Рязань

к ЗАО «РРЗ - Атикс», г.Рязань

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной

ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в судебном заседании:

от ОГПН - Шингаркина О.Е., начальник юридического отдела, доверенность №30 от 20.03.2006г., выдан 25.08.2001г. Железнодорожным РОВД г. Рязани;

от лица, привлекаемого к ответственности – Бесполденова Л.Н., представитель, доверенность №1 от 04.12.06г., выдан 30.06.05г. Октябрьским РОВД г. Рязани.

Установил:



Отдел государственного пожарного надзора Советского района г. Рязани обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «РРЗ - Атикс» к административной ответственности, предусмотренной в ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявитель поддерживает заявление о привлечении ЗАО «РРЗ - Атикс» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, за отсутствие лицензии, основания изложены в заявлении. Пояснила, что в ходе мероприятий по надзору установлено, что лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта у ЗАО «РРЗ - Атикс“ отсутствует.

Представитель лица, привлекаемого к ответственности, по существу заявленных требований возражает, доводы изложены в отзыве. При этом указала на то, что хранение бензина на автозаправочной станции с целью его дальнейшей реализации не является эксплуатацией пожароопасного производственного объекта и не требует соответствующей лицензии.

Из представленных материалов следует: 17.11.2006г. государственным инспектором по пожарному надзору Советского района г. Рязани Афонькиным А.В., в присутствии директора АЗС ЗАО «РРЗ - Атикс» Новоселова А.В., на основании распоряжения от 14.11.2006г. № 242 (л.д.5) проведена внеплановая проверка производственного объекта АЗС ЗАО «РРЗ - Атикс», расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новая, д. 90 по вопросам соблюдения требований ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 14.08.2002г. № 595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов».

Проверкой установлено, что АЗС ЗАО «РРЗ - Атикс» осуществляет предпринимательскую деятельность, а именно: при торговле горюче – смазочными материалами (бензин автомобильный экспортный А-80 (Аи-80) ТУ 38.001165-2003; бензин автомобильный неэтилированный марки регуляр-92 класс-4 ГОСТ Р 51105-97; бензин автомобильный неэтилированный марки премиум-95 класс 2 ГОСТ Р 51105-97; дизельное топливо летнее марки «Л-0,2-62», высший сорт ГОСТ 305-82, которые являются легковоспламеняющимися и горючими жидкостями согласно справочника «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения», согласованного с Государственной службой стандартных справочных данных, согласно п. 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002г. № 595, лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта отсутствует.

По результатам проверки составлен акт мероприятий по контролю (надзору) от 17.11.2006г. № 234 (л.д. 9).

17.11.2006г. государственным инспектором по пожарному надзору Советского района г. Рязани Афонькиным А.В., в присутствии директора АЗС ЗАО «РРЗ - Атикс» Новоселова А.В., свидетелей Никитиной О.А., Никитиной С.Н. составлен протокол об административном правонарушении № 270. От дачи объяснений, подписи и получения протокола об административном правонарушении № 270 от 17.11.2006г. директор АЗС ЗАО «РРЗ - Атикс» Новоселов А.В. отказался (л.д.6).

Оценив материалы дела и доводы сторон, арбитражный суд пришел к выводу, что к ЗАО «РРЗ - Атикс» подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ, исходя из следующего.

Закрытое акционерное общество «РРЗ - Атикс», юридический адрес: г. Рязань, ул. Лермонтова, д. 11, зарегистрировано Инспекцией МНС России №2 по г. Рязани 14.02.20 государственный регистрационный номер 1036208000839.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ лицензия – специальное разРешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом. Статьей 4 Закона установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся вид деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Частью 1 статьи 7 Закона определено, что на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08.08.01г. лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации пожароопасных и взрывоопасных производственных объектов.

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 № 595).

Согласно подпункту «а» пункта 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.02г. № 595, под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002г. № 637, деятельность по хранению нефтепродуктов включает в себя налив, хранение, слив нефтепродуктов, а также внутрискладские операции по их перемещению, приемке, закачке и отбору и т.п.



Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что объекты, на которых перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов. Согласно п. 1 ст. 9 названного Закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществлению конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.

Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго от 01.08.2001г. № 229, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения, выдачи (отпуска) и учета количества автомобильного топлива. Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго от 01.08.2001 № 229, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения, выдачи (отпуска) и учета количества автомобильного топлива.

Хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации. Соответственно, данный признак по смыслу п.п. “в“ п. 1 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.97г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ является квалифицирующим для признания автозаправочных станций опасными производственными объектами.

В соответствии со справочником “Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения“, согласованным с Государственной службой стандартных справочных данных, различные марки бензина и дизельного топлива являются легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Согласно письму Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору №11-12/1593 от 02.06.2005г., автозаправочные станции являются пожароопасными объектами.

Как следует из материалов дела, ЗАО «РРЗ - Атикс» осуществляет торговлю горюче - смазочных материалов на производственном объекте АЗС ЗАО «РРЗ - Атикс», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Новая, д. 90; ЗАО «РРЗ - Атикс» в нарушение п. 1 ст. 17 ФЗ от 08.08.01г. №128-ФЗ осуществляет деятельность по эксплуатации пожароопасного производственного объекта без специального разрешения (лицензии). Данное обстоятельство обществом не отрицается.

Данный факт подтвержден протоколом об административном правонарушении от 17.11.2006г. № 270, который в силу ст. 26.2 КоАП РФ является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении (л.д. 6).

Довод общества о том, что хранение бензина на автозаправочной станции с целью его дальнейшей реализации не является эксплуатацией пожароопасного производственного объекта, и, следовательно, не требует лицензии на осуществление данного вида деятельности, отклоняется судом, поскольку хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации АЗС необходимо для обеспечения деятельности по их реализации.

В соответствии со ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В рамках настоящего дела вина общества заключается в том, что оно не обеспечило соблюдение требований Закона и Правил. Вменяемое в вину обществу правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере лицензирования, а также правила разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу эксплуатации пожароопасных производственных объектов).

Приказом № 68 от 06.02.2006г. Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвержден перечень должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Таким образом, в действиях ЗАО «РРЗ – Атикс» имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Поскольку факт совершения ЗАО «РРЗ – Атикс» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а также вина ЗАО «РРЗ – Атикс» подтверждены материалами дела, арбитражный суд считает, что ЗАО «РРЗ – Атикс» следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде взыскания в минимальном размере административного штрафа в сумме 40 000 руб. (400 МРОТ).

Руководствуясь ст. 2.1, 2.10, 3.1, 3.5, 4.1, ч. 2 ст. 14.1, ст. ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ, ст. ст. 167, 170-176, 206 АПК РФ арбитражный суд

Решил:

Судья Котлова Л.И.