Судебная практика

Постановление кассации от 13.12.2006 №А20-8134/2005. По делу А20-8134/2005. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А20-8134/2005 13 декабря 2006 г.

Вх. Ф08-6354/06-2627А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Шапочка *.*. , судей Мацко *.*. и Паймаковой *.*. , в отсутствие в судебном заседании заявителя – предпринимателя без образования юридического лица Байрамова Мурсал Бакир-Оглы и заинтересованного лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику на Решение от 09.11.05 (судья Бейтуганов *.*. ) и Постановление апелляционной инстанции от 22.08.06 (судьи Браева *.*. , Пшихопова *.*. , Кустова *.*. ) Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу № А20-8134/2005, Установилследующее.

Предприниматель без образования юридического лица Байрамов *.*. (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику (далее – налоговая инспекция) от 10.08.05 № 947 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, а также о признании незаконными действий налоговой инспекции по отказу в переводе предпринимателя на упрощенную систему налогообложения (уточненные требования).

Решением от 09.11.05, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 22.08.06, заявленные требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что Байрамов *.*. является вновь зарегистрированным предпринимателем, и в силу пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации он вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить Решение от 09.11.05 и Постановление апелляционной инстанции от 22.08.06. По мнению заявителя, налоговая инспекция обоснованно отказала предпринимателю в возможности применения упрощенной системы налогообложения, поскольку налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.07.04, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 18.07.05. Согласно протоколу осмотра принадлежащего предпринимателю магазина «Мурсал» от 18.11.05 сумма выручки за период с 13.07.05 по 19.07.05 составила 10 977 рублей, что свидетельствует об отсутствии у Байрамова *.*. намерения прекращать предпринимательскую деятельность.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.



Как видно из материалов дела, Байрамов *.*. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.03.2000 (свидетельство о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.). По заявлению предпринимателя от 12.07.05 о прекращении предпринимательской деятельности налоговая инспекция приняла Решение от 14.07.05 № 2740, Байрамову *.*. выдано свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 14.07.05 № 405072119500025 и уведомление о снятии его с 14.07.05 с учета в налоговом органе по месту его жительства.

18.07.05 Байрамов *.*. вновь зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации № 30507211990016) и поставлен на налоговый учет (уведомление от 18.07.05, свидетельство серии 07 № 00332635). В день регистрации и постановки на налоговый учет предприниматель представил в налоговую инспекцию заявление о применении им упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации, полученное налоговой инспекцией 18.07.05.

Уведомлением от 10.08.05 № 947 налоговая инспекция сообщила предпринимателю о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, поскольку заявление подано не одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет: налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.07.04, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано 18.07.05 (л. д. 8).

Посчитав уведомление от 10.08.05 № 947 и действия налоговой инспекции по отказу в переводе предпринимателя на упрощенную систему налогообложения незаконными и нарушающими права, Байрамов *.*. обратился с заявлением в арбитражный суд.

Согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на налоговый учет организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 2.2.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.04 № БГ-3-09/178, установлено, что постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Для постановки на учет в налоговом органе физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и внесения сведений в ЕГРН используется выписка из ЕГРИП по форме согласно приложению № 5 к Правилам ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.03 № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.02 № 438 и № 439».

Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (использованием ранее присвоенного ИНН), внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдать (направить по почте) Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации по установленной форме и Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3 одновременно со Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Ограничения в применении упрощенной системы налогообложения установлены частью 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательств того, что к предпринимателю применимо одно из указанных в данной статье ограничений, налоговый орган не представил.

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения предприниматель подал одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе. Таким образом, принятием оспариваемого уведомления налоговый орган препятствует предпринимателю в применении упрощенной системы налогообложения.



Отсутствие у Байрамова *.*. намерения прекращать предпринимательскую деятельность не может рассматриваться как основание для запрета указанному лицу применять определенную систему налогообложения. Факт осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя может свидетельствовать о совершении лицом административного правонарушения.

Судебные инстанции полно, всесторонне исследовали обстоятельства дела, дали им соответствующую правовую оценку. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение от 09.11.05 и Постановление апелляционной инстанции от 22.08.06 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу № А20-8134/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий *.*. Шапочка

Судьи *.*. Мацко

*.*. Паймакова

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.