Судебная практика

Решение от 07.12.2006 №А54-6416/2005. По делу А54-6416/2005. Рязанская область.

Арбитражный суд Рязанской области Именем Российской Федерации

Решение

г. Рязань Дело №А54-6416/2005

07 декабря 2006 года С7 С10

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30.11.2006г.

Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2006 года.

Судья Арбитражного суда Рязанской области Грошев И.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудряшовой Н.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску МП “Водоканал города Рязани“, г. Рязань

к Субъекту РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, г. Рязань; Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани; Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области; Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ;

третьи лица: МП “Кустовой вычислительный центр“, г. Рязань, Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани; Межрайонную инспекцию ФНС № 2 по Рязанской области

о взыскании 5 827 849 руб. 59 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: Кулагин М.А., доверенность от 21.06.04г. № 550, выдан 07.02.02г. Железнодорожным РОВД г. Рязани;

от ответчика (ФКУ Рязанской области): Бугаев А.Е., доверенность от 17.01.06г., удостоверение № 22 от 07.06.06г.;

от ответчика (РФ в лице Минфина РФ): Кондратьев И.А., доверенность от 10.01.2006г., удостоверение № 703 от 29.10.2003г.;



от ответчика (Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области): Ким Е.В., доверенность от 11.10.06г., удостоверение № 114;

от ответчика (Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани): не явился, извещен;

от третьего лица (ФКУ г. Рязани): Калинина Ю.Н., доверенность от 10.01.06г., выдан 18.12.2003г. Советским РОВД г. Рязани;

от третьего лица (МП “КВЦ“): не явился, извещен;

от третьего лица (МРИ ФНС №2): Бордыленко Н.Е., доверенность от 27.04.2006г., выдан 01.12.2003г. Железнодорожным РОВД г. Рязани;

Установил:

Муниципальное предприятие “Водоканал города Рязани“ обратилось в арбитражный суд Рязанской области с иском к субъекту Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово- казначейского управления Рязанской области, Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области и Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани о взыскании убытков в сумме 5 827 849 руб. 59 коп. за предоставленные гражданам льготы по оплате коммунальных услуг согласно ФЗ “ О ветеранах“.К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Финансово - казначейское управление администрации г. Рязани и МУП “ Кустовой вычислительный центр“ г. Рязань. В процессе судебного разбирательства, истец уточнил ответчика, к которому заявлено требование о взыскании убытков и просил суд взыскать сумму 5 827 849 руб.59 коп. за счет казны субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово - казначейского управления Рязанской области.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 15.12.2005 г. по делу № А54-6416/2005С7 с казны субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области из средств бюджета Рязанской области в пользу муниципального предприятия “Водоканал города Рязани“ были взысканы убытки в сумме 5 827 849, 59 руб. по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате водоснабжения и водоотведения за 2-4 кварталы 2003г. в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“. В иске к Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области и Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани было отказано.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 13.02.2006 г. Решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.12.2005 г. по делу № А54-6416/2005С7 оставлено без изменения.

Постановлением кассационной инстанции ФАС Центрального округа от 26.04.2006г. дело № А54-6416/2005 передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Истец исковые требования поддерживает в полном объеме, ссылаясь на убытки в сумме 5 827 849 руб.59 коп., возникшие в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате коммунальных услуг во 2-4 кв. 2003г. В обоснование заявленного иска, истец ссылается на исполнение МП“ Водоканал города Рязани“ требований Федерального закона РФ “О ветеранах“, в соответствии с которым жители г. Рязани, имеющие право на льготу, оплачивают услуги водоснабжения и водоотведения в размере 50% от установленного тарифа. Расходы предприятия по реализации ФЗ “О ветеранах“ за указанный период не были возмещены за счет средств бюджета субъекта РФ - Рязанской области в полном объеме. Истец полагает, что убытки должны быть взысканы из средств казны субъекта РФ - Рязанская область.

В судебном заседании 24.08.2006 г. к участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена РФ в лице Министерства финансов РФ.

В судебном заседании 05.10.2006 г. к участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Межрайонная инспекция ФНС № 2 по Рязанской области.

В судебном заседании 02.11.2006 г. в порядке ст. 46 АПК РФ, к участию в деле в качестве ответчика была привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

Ответчик (ФКУ Рязанской области) против удовлетворения исковых требований возражает, полагает, что убытки должны быть взысканы из средств федерального бюджета, а не из казны субъекта РФ и надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ. Кроме того, считает, что истец не доказал факт причинения убытков действиями (бездействиями) ответчика и наличие его вины в их возникновении. Полагает, что из суммы предъявленных убытков следует исключить сумму НДС. Считает, что представителем казны Рязанской области является Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области.



Ответчик (Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области) против удовлетворения исковых требований возражает, полагает, что члены семей ветеранов не имели прав на льготы по ФЗ “О ветеранах“, считает себя ненадлежащим ответчиком.

Ответчик (РФ в лице Министерства финансов РФ) считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Полагает, что причиненные истцу убытки должны быть взысканы с казны субъекта РФ, а именно с казны Рязанской области.

Третье лицо (ФКУ г. Рязани) поддерживает исковые требования. В отзыве на исковое заявление, представленным в материалы дела, третье лицо (Финансово- казначейское управление администрации г. Рязани) пояснило по иску, что полномочия по реализации ФЗ “О ветеранах“ в соответствии с действующим законодательством, были возложены на субъекта РФ - Рязанскую область и заявленные требования подлежат удовлетворению за счет казны субъекта РФ - Рязанской области в лице уполномоченного государственного органа.

Третье лицо (МРИ ФНС №2) поддерживает исковые требования, считает, что денежные средства должны быть взысканы с казны субъекта РФ.

Из представленных в материалы дела документов следует.

Согласно Устава МП «Водоканал города Рязани», целью создания предприятия является водоснабжение через систему коммунального водоснабжения населения и организаций всех видов города Рязани, сбор и отведение от них сточных вод через систему коммунальной канализации.

МП «Водоканал города Рязани», как организация водопроводно-канализационного хозяйства, в период с 01.04.2003 г. по 31.12.2003 г. предоставляло гражданам, проживающим на территории г. Рязани, в соответствии с ФЗ «О ветеранах» льготы по оплате коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение) в размере 50% от тарифа, установленного для населения.

Согласно расчета, за период с 01.04.2003г. по 31.12.2003г. истец предоставил льготы населению по ФЗ “О ветеранах“ на сумму 17 175 340 руб.78 коп. Указанные затраты компенсированы истцу за счет средств областного бюджета частично в сумме 11 347 491 руб. Затраты по предоставлению льгот в сумме 5 827 849 руб.59 коп. не были компенсированы МП “Водоканал города Рязани“, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктами “а“ и “б“ части 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.95г. №5-ФЗ “О ветеранах“, в редакции действовавшей в спорный период, расходы на льготную оплату жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ независимо от вида жилищного фонда.

Согласно п. “ж“ ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Абзацем шестым пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) установлено, что совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются расходы по обеспечению социальной защиты населения.

Вместе с тем системное толкование указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Данная правовая позиция изложена в п.18 Постановления Пленума ВАС от 22 июня 2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации“.

Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Статьей 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст.ст.16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст.1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Следовательно, по искам о возмещении расходов связанных с предоставлением льгот в 2003-2004 г.г. Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ является надлежащим ответчиком.

Истцом представлены документальные доказательства, подтверждающие предоставление льгот по оплате водоснабжения и водоотведения гражданам, проживающим на территории г. Рязани на общую сумму 17 175 340,78 руб.

Предоставление льгот в указанной сумме подтверждается ведомостями выпадающих доходов на бумажных носителях, выпускаемых МП “КВЦ“, на которое Постановлением администрации г. Рязани от 13.08.2002г. №2999 возложена функция по выпуску месячного комплекта документов данного вида. Между МП “Водоканал города Рязани“ и МУП “КВЦ“ заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, согласно которому МП “КВЦ“ обязано предоставлять истцу информацию согласно плана - графика, в том числе и ведомости выпадающих доходов, которые им также направляются Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани. Наличие затрат по предоставлению льгот подтверждается также справками МП “Водоканал города Рязани“ о фактически предоставленных льготах на водоснабжение и водоотведение в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ гражданам, проживающим в г. Рязани.

Между МУП “ПО “Водоканал“ (Организация) и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани (Городское управление) был заключен договор на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно- коммунального хозяйства от 28.01.2003г., предметом которого является возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг: по водоснабжению и водоотведению гражданам, обслуживаемым МУП “ПО “Водоканал“ и имеющим право на льготы по Федеральным законам “О ветеранах“от 12.01.95г. №5-ФЗ и “О социальной защите инвалидов в Российской федерации“ от 24.11.95г.№181-ФЗ в соответствии с Постановлением главы администрации Рязанской области от 25.10.2002г. №40 “Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в РФ“ и “О ветеранах“.

По условиям вышеназванного договора, Организация обязалась предоставлять в Городское управление на магнитных носителях информацию об изменениях на лицевых счетах семей, имеющих право на льготу; ведомости получателей льгот на магнитных носителях, производить с 01.01.2003г. начисления по оплате жилья и коммунальных услуг вновь прибывающим гражданам только по информации Городского управления; обеспечить представителей Областного и Городского управлений материалами, необходимыми для проведения проверок выполнения настоящего договора.

Из содержания данного договора следует, что Городское управление обязалось перечислять, денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с реализацией ФЗ “О ветеранах“, ежемесячно предоставлять в Организацию на магнитных носителях информацию из базы данных льготников Городского управления с учетом результатов регистрации. Городское управление имело право проверять, предоставляемую Организацией информацию, используемую при расчете льгот и приостанавливать перечисление средств на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, в случае несвоевременного или неполного предоставления Организацией документов о фактически предоставленных льготах на оплату услуг гражданам. Из имеющихся в деле писем усматривается, что Организация ежемесячно предоставляла Городскому управлению необходимые документы, подтверждающие предоставление льгот гражданам в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ в 2003г. и расчет убытков, на основании которых затраты частично были компенсированы, что свидетельствует о своевременном предоставлении в полном объеме документов, содержащих достоверную информацию о затратах истца.

В материалах дела имеются сведения о расчетах между МП “ Водоканал города Рязани“ и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани по компенсации затрат о предоставлении мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги гражданам, имеющим право на них за период с 01.01.2003г. по 01.01.2004г., которые содержат сведения о суммах затрат предприятия от предоставления коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с ФЗ “О ветеранах“. Подписывая данный документ, Городское управление фактически подтвердило сумму убытков истца, связанных с предоставлением льгот. Из пояснений Городского управления следует, что полученные им денежные средства от Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области на реализацию ФЗ “О ветеранах“ были полностью перечислены предприятиям жилищно - коммунального хозяйства, что подтверждается отчетом об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на 01.01.2004г.

Размер заявленных требований подтвержден расчетом истца, контррасчет размера убытков ответчиками не представлен.

Согласно Закона Рязанской области от 24 декабря 2002 г.“Об областном бюджете на 2003г.“ на реализацию вышеназванного закона были предусмотрены денежные средства в размере 319 434,0 тыс.руб.

Получение и расходование указанных денежных средств осуществлялось в порядке, установленном Постановлением администрации Рязанской области от 25 октября 2002г. №40 “Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О ветеранах“ ( с изменениями от 19 декабря 2002г. и 02 октября 2003г.).

В силу вышеназванного Постановления, с 2003г. Управлению социальной защиты населения Рязанской области направлялись финансовые средства для реализации ФЗ “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов Российской Федерации“.

В целях исполнения Постановления администрации от 25 октября 2002г. №40 “Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О ветеранах“, между Управлением социальной защиты населения администрации Рязанской области и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани было заключено соглашение о сотрудничестве №29 от 26.12.2002г., в соответствии с которым Городскому управлению перечислялись денежные средства на возмещение расходов по реализации ФЗ “О ветеранах“. Из представленных в материалы дела документов следует, что в 2003г. для реализации ФЗ “О ветеранах“ Городскому управлению были перечислены денежные средства Финансово - Казначейским управлением Рязанской области в размере 319 434,0 тыс. рублей, которые были использованы по целевому назначению. Кроме того, дополнительно было выделено денежных средств в размере 23 065,5 тыс. руб. за счет перераспределения неосвоенных средств.

Факт перечисления и целевого использования денежных средств в сумме 319 434,0 тыс. рублей подтверждается представленными документальными доказательствами (справки, платежные поручения), а также пояснениями ответчиков (Финансово- казначейского управления Рязанской области и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани).

Из вышеизложенного следует, что предусмотренные в бюджете Рязанской области на 2003г. денежные средства в сумме 319 434,0 тыс. руб. на реализацию ФЗ “О ветеранах“ полностью поступили Управлению социальной защиты населения администрации Рязанской области и были использованы им по целевому назначению.

Однако, затраты по предоставлению льгот гражданам в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ во 2-4кв.2003г. не были полностью возмещены МП “Водоканал города Рязани“.

Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани представлены сведения о прогнозируемых данных о расходах на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ на 2003 год по Рязанской области, из которых следует, что на реализацию всех льгот в том числе, льгот по оплате содержания помещений и коммунальных услуг, требовалось предусмотреть и выделить из бюджета 561 356 тыс. руб.

Таким образом, из представленных в дело документов следует, что в бюджете Рязанской области на 2003г. были запланированы и выделены денежные средства в меньшем объеме, чем требовалось для полного возмещения затрат, связанных с реализацией ФЗ “О ветеранах“.

Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что субъектом РФ - Рязанская область в 2003 г. были выделены денежные средства на реализацию льгот предусмотренных ФЗ “О ветеранах“. Вместе с тем указанных денежных средств оказалось недостаточно для полной компенсации понесенных истцом затрат.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В материалы дела представлена достаточная первичная документация от истца, а также из МП КВЦ, которое является специализированной организацией, выполняющей автоматизированный расчет начислений по видам льгот, что позволяет произвести необходимые расчеты.

Фактический размер не возмещенных расходов МП «Водоканал города Рязани», по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ «О ветеранах» за период с 01.04.2003г. по 31.12.2003г. составляет 5 827 849 руб. 59 коп., что подтверждается документами, представленными в материалы дела.

Ответчиком - Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ не представлено доказательств выделения денежных средств на реализацию льгот предусмотренных ФЗ “О ветеранах“ в объеме достаточном для компенсации понесенных истцом затрат.

Вместе с тем из представленных в материалы дела документов следует, что истцом в сумму взыскиваемых убытков включен налог на добавленную стоимость.

В соответствии со ст.154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиков государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Из положений п.33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС. Суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления льгот в соответствии с федеральным законодательством, не являются объектом налогообложения по НДС, а фактической ценой реализации товаров в данном случае является цена, по которой услуга реализована потребителю.

При таких обстоятельствах в требовании о взыскании суммы НДС - 888 994 руб. 01 коп., содержащейся в размере предъявленных убытков следует отказать.

Учитывая, вышеизложенное, суд находит требование истца в части взыскания с Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ убытков в размере 4 938 855 руб. 58 коп., обоснованным и подлежащим удовлетворению. В остальной части исковых требований следует отказать.

В части требований к Субъекту РФ - Рязанская область в лице Финансово - казначейского управления Рязанской области; Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани; Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области следует отказать.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине распределяются между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований. Учитывая, что уплаченная истцом при подаче иска госпошлина была возвращена ему при первоначальном рассмотрении дела, с истца следует взыскать в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6199 руб. 21 коп.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В остальной части иска отказать.

В части требований к Субъекту РФ - Рязанская область в лице Финансово - казначейского управления Рязанской области; Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани; Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области в удовлетворении иска отказать.

Взыскать с МП «Водоканал города Рязани», г.Рязань в доход федерального бюджета госпошлину в размере 6199 руб. 21 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На Решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.

Судья Грошев И.П.