Судебная практика

Постановление кассации от 13.12.2006 №А53-12263/2006. По делу А53-12263/2006. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А53-12263/2006-С5-19 13 декабря 2006 г.

Вх. Ф08-6306/06-2613А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Канатовой С.А. и Шапочка О.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя – войсковой части 5382, заинтересованного лица – Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления № 5673, 5674), рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области на Решение от 27 сентября 2006 года Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-12263/2006-С5-19 (судья Колесник И.В.), Установилследующее.

Войсковая часть 5382 (далее – войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ростовской области (далее – управление) от 19.07.06 № 2006/10-15/21-Ю о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств.

Решением суда от 27 сентября 2006 года оспариваемое Постановление управления признано незаконным и отменено. Решение мотивировано тем, что нецелевое использование бюджетных средств не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции. На момент вынесения постановления истек срок давности привлечения заявителя к административной ответственности.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит Решение отменить, Постановление управления оставить без изменения. По мнению управления, периодом нецелевого использования бюджетных средств является срок с даты отвлечения средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные условиями их предоставления, до даты их возврата в бюджет или направления по целевому назначению. В данном случае моментом окончания правонарушения следует считать дату составления протокола об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Управление провело ревизию финансово-хозяйственной деятельности войсковой части за период с 01.01.04 по 01.04.06 и Установило нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на ее содержание по смете расходов 2004 года, что зафиксировано актом от 07.07.06. По результатам ревизии управление составило протокол от 07.07.06 по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Постановлением от 19.07.06 № 2006/10-15/21-Ю привлекло войсковую часть к административной ответственности по данной статье и назначило административное наказание в виде штрафа в сумме 40 тыс. рублей за нецелевое использование бюджетных средств.

Суд удовлетворил требование войсковой части о признании недействительным постановления, указав, что заявитель не может быть привлечен к ответственности вследствие истечения установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, исчисляемого со дня совершения правонарушения. Вменяемое войсковой части правонарушение – нецелевое использование бюджетных средств – имело место в 2004 году, тогда как Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 19.07.06.

Управление полагает, что в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, поскольку нецелевое использование бюджетных средств является длящимся правонарушением, которое начинается с момента совершения противоправного деяния и оканчивается вследствие действий самого правонарушителя либо наступления событий, препятствующих совершению правонарушения. Периодом нецелевого использования бюджетных средств является срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями их предоставления, до даты их возврата в бюджет или направления для использования по целевому назначению.

Довод управления является ошибочным.

Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении – по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.



Войсковая часть привлечена к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств в результате направления их не в соответствии с кодами назначения, самовольного перераспределения расходов по предметным статьям сметы. Нецелевое использование бюджетных средств не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции. Множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений.

К ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо может быть привлечено за единичный факт неправомерного расходования бюджетных средств, то есть за каждое правонарушение в отдельности. Таким образом, вывод суда о незаконности оспариваемого постановления управления в связи с пропуском срока давности привлечения войсковой части к административной ответственности соответствует фактическим обстоятельствам дела и является правомерным.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Решение от 27 сентября 2006 года Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-12263/2006-С5-19 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Ю.В. Мацко

Судьи С.А. Канатова

О.А. Шапочка

Нецелевое использование бюджетных средств не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции. Множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений.