Судебная практика

Постановление кассации от 25.12.2006 №А01-1023/2006. По делу А01-1023/2006. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А01-1023/2006-6 19 декабря 2006 г. Вх. Ф08-6394/06

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Ветрова С.А., и Мельника В.В., при участии в судебном заседании от заявителя – прокурора Республики Адыгея – Зарецкого А.С. (удостоверение № 90864), от заинтересованных лиц: Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея – Болховитина В.Г. (доверенность от 08.06.06), Кругликовой Н.В. (доверенность от 08.06.06), федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Адыгея – Демидюк А.Н. (доверенность от 27.03.06), Агентства лесного хозяйства по Республике Адыгея – Маушевой Ф.М. (доверенность от 19.12.06), федерального государственного учреждения «Курджипский лесхоз» – Ливчук Н.И. (доверенность от 19.12.06), федерального государственного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник» – Ескина Н.Б. (доверенность от 04.10.04), в отсутствие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея, Управления Росприроднадзора по Республике Адыгея, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея на Решение от 29.08.06 (судья Кочура Ф.В.) и Постановление апелляционной инстанции от 09.10.06 (судьи Хачак Р.Р., Усков М.Д., Макаев Х.Х.) Арбитражного суда Республики Адыгея по делу № А01-1023/2006-6, Установилследующее.

Прокурор Республики Адыгея (далее – прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея в лице территориального отдела № 1 (далее – управление) по неправильному отражению в государственном земельном кадастре данных о площади и границе земельных участков, входящих в состав ФГУ «Курджипский лесхоз» (далее – лесхоз), и обязать управление привести государственный земельный кадастр в границах Майкопского района в части, касающейся лесхоза, в соответствие с ранее учтенными данными государственного лесного фонда Республики Адыгея.

Решением от 29.08.06, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 09.10.06, действия управления по неправильному учету земель лесного фонда в границах лесхоза, повлекшие за собой необоснованное исключение по данным государственного земельного кадастра из состава лесного фонда Майкопского района 1 100 га земель, и установление юридически несуществующих границ между лесхозом и заповедником, признаны недействительными. Суд обязал управление привести государственный земельный кадастр в границах Майкопского района в части, касающейся лесхоза, в соответствие с ранее уточненными в его рамках данными государственного учета лесного фонда Республики Адыгея.

Судебные акты мотивированы тем, что площадь и границы земель лесхоза, учтенные в Едином государственном земельном кадастре, отличаются от данных, содержащихся в лесоустроительных и правоустанавливающих документах лесхоза: площадь земель лесхоза уменьшена на 1 100 га, а граница не соответствует действительности.

В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению заявителя, в нарушение части 3 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор не предоставил материалы прокурорской проверки, в результате которой сделан вывод о том, что управлением допущены нарушения законодательства при ведении кадастрового учета земель лесхоза. Прокурор не указал время совершения оспариваемых действий, законы и иные нормативные акты, которым, по его мнению, они не соответствуют, какие права и законные интересы нарушены. Суды не Установили названные обстоятельства. Государственная регистрация прав на земельный участок в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не проводилась, заявка и документы, предусмотренные статьей 19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре», в управление не поступали. При предоставлении заявки заинтересованного лица, правоустанавливающих документов и документов о межевании в данные государственного земельного кадастра будут внесены необходимые уточнения. Вывод суда о том, что межевание земель лесного фонда не производится, основан на неправильном применении норм материального права.

В отзывах на жалобу прокурор, Агентство лесного хозяйства по Республике Адыгея (далее – агентство) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Адыгея просят оставить судебные акты без изменения, а ФГУ «Земельная кадастровая палата» – поддерживает доводы управления.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили доводы, изложенные в жалобе и отзывах на нее. Представители лесхоза и ФГУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник» пояснили, что в настоящее время спор по вопросам установления границы между заповедником и лесхозом отсутствует.

Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, при проведении работ по установлению в натуре границ заповедника управление предоставило планы кадастрового квартала в границах земель лесхоза от 23.12.05 № 04/05/3-4150 и № 04/05/3-4149 (форма В 1, В3, В4).

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что согласно данным выпискам площадь земель лесхоза по сравнению с данными, содержащимися лесоустроительных документах и правоустанавливающих документах (акте согласования площадей от 01.01.04, свидетельстве о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 10.06.04, формах № 1 государственного учета лесного фонда на 01.01.05 и на 01.01.06 и планшетах участков лесного фонда, согласованных с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Майкопского района, справке Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Майкопского района по состоянию на 01.01.96), уменьшена на 1 100 га и указанная в них граница не соответствует действительности.

Признавая незаконными действия управления по неправильному учету земель лесного фонда в границах лесхоза, суды не приняли во внимание следующее.

В обоснование нарушения прав и законных интересов лесхоза прокурор указал, что оспариваемые действия управления создают препятствия в проведении процедуры согласования границы земель заповедником и лесхозом. Данный довод противоречит материалам дела. В отзыве на заявление заповедник указывает, что спор о включении 733,6 га в состав земель лесного фонда между заповедником и лесхозом в настоящий момент отсутствует, заповедник признал нахождение спорных земель в составе земель лесхоза (т. 1, л. д. 165). В судебном заседании кассационной инстанции представители лесхоза и ФГУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник» также указали на отсутствие спора по вопросам установления границы между заповедником и лесхозом.

Ссылки прокурора и агентства на то, что несоответствие площади земель лесного фонда, указанной в кадастровых планах земельного участка (выписках) от 23.12.05 № 04/05/3-4150 и № 04/05/3-4149, препятствует осуществлению лесхозом хозяйственной деятельности (получению выписок для перевода части земель лесного фонда в иные земли, выдаче разрешительных документов (лесных билетов), выставления участков на лесной конкурс, осуществления охранных и лесозащитных мероприятий), составлению форм ежегодного учета лесного фонда документально не подтверждены, доказательства в материалах дела отсутствуют.



Признавая незаконными действия управления по неправильному учету земель лесного фонда в границах лесхоза, суды не приняли во внимание, что выданные отделом выписки из кадастрового плана с указанием меньшей площади земель лесхоза по сравнению с данными лесхоза о количестве участков лесного фонда не являются правоустанавливающими документами на землю и не порождают правовых последствий. Сторонами не оспаривается, что земли лесхоза в Едином государственном реестре земель занесены как ранее учтенные земельные участки, то есть поставленные на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре». Управление выдало выписку из реестра в форме кадастрового плана (пункты 5, 6 Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 918) с указанием, что при проведении межевания возможно уточнение описания границ и площади участка (строка 16 формы В 1). Такое указание соответствует Правилам оформления кадастрового плана земельного участка № ГЗК-1-Т.О-04-01-01 (утверждены Росземкадастром 10.04.01).

В судебном заседании кассационной инстанции представители управления и ФГУ «Земельная кадастровая палата» пояснили, что внесение в реестр сведений о площади и границах земель лесхоза осуществлено на основании данных, имеющихся у управления по состоянию на 1984 год.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. В случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Представители лесхоза и агентства пояснили, что материалы лесоустройства, проведенного в 1997 году ФГУП «Воронежлеспроект», а также иные материалы, касающиеся границ и площади земель лесхоза, управлению не предоставлялись, так как, по мнению агентства, в этом не было необходимости ввиду согласования материалов лесоустройства Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Майкопского района.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.

Выводы судебных инстанций о том, что действия управления по учету земель лесхоза не соответствуют лесному законодательству, а также нормативным актам, регулирующим вопросы землеустройства, нельзя признать правильными. Доказательства нарушения прав и законных интересов лесхоза либо иных лиц действиями управления по внесению в Единый государственный реестр земель лесхоза как ранее учетных и выдаче кадастровых планов от 23.12.05 № 04/05/3-4150 и № 04/05/3-4149 не предоставлены.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для признания незаконными действий управления по учету земель лесного фонда в границах лесхоза, поэтому судебные акты следует отменить, в удовлетворении заявления отказать.

Руководствуясь статьями 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Решение от 29.08.06 и Постановление апелляционной инстанции от 09.10.06 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу № А01-1023/2006-6 отменить, в удовлетворении заявления прокурора Республики Адыгея отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий М.Г. Калашникова

Судьи С.А. Ветров

В.В. Мельник



Действия по внесению земельных участков в единый реестр на основании имеющихся у управления Роснедвижимости документов, без предоставления правообладателем уточненных данных, не противоречат законодательству о кадастровом учете земель и землеустройстве