Судебная практика

Решение от 21.09.2006 №А65-17672/2006. По делу А65-17672/2006. Республика Татарстан.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 420014, Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, корп.1, под.2

тел. (8432) 92-17-60, 92-07-57

Именем Российской Федерации Решение

г. Казань Дело № А65-17672/2006-СА3-43

“21“ сентября 2006 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хамитова З.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Хамитовым З.Н.,

рассмотрев 21 сентября 2006г. в первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Оникс», г.Зеленодольск (далее-заявитель) с требованием отменить Постановление начальника Отдела государственного пожарного надзора Зеленодольского района (далее- ОГПН или ответчик) №428 от 08.08.2006 г. о наложении штрафа в размере 20 000 рублей,

с участием:

от заявителя – директор Чкалов А.В., представитель Сергеев А.Г.

от ответчика – представитель Ханипов И.З.

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Оникс», г.Зеленодольск (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием отменить Постановление Отдела государственного пожарного надзора Зеленодольского района РТ(далее- ОГПН или ответчик) №428 от 08.08.2006 г. о наложении штрафа в размере 20 000 рублей.

Представитель заявителя пояснил, что согласен не со всеми перечисленными в постановлении нарушениями, а только частично, в соответствии с пунктами, изложенными в жалобе. Дополнил, что в соответствии со СНИП 21-01-97 п.6.12, при наличии штата не более 15 человек направление открывания дверей не нормируется, а у них в штате только 10 человек. Считает, что необоснованно назначен максимальный штраф, полагает, что можно было назначить минимальный штраф, так как правонарушение совершено впервые. О дате составления протокола об административном правонарушении извещен, составлялся в присутствии директора, о дате рассмотрения дела извещался.

Представитель ответчика пояснил, что указанные Положения СНИП, названные заявителем применяются только при условии размещения, в одном помещении, а у ООО «Оникс» множество помещений, и двери эвакуационного выхода должны открываться по направлению выхода из здания. Заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность в области противопожарной безопасности и требования законодательства в этой области хорошо знает, но нарушает.

Дело рассмотрено по существу.



Из материалов дела представленных в суд, следует, что ОГПН Зеленодольского района была проведена проверка Общества, в ходе которой были выявлены следующие нарушения: отделка путей эвакуации была выполнена горючими материалами, на окнах были установлены глухие решетки, под лестничным маршем хранятся горючие материалы, места прохода коммуникаций через противопожарные перекрытия, образовавшиеся отверстия и зазоры не были заделаны строительным раствором или другими не горючими материалами.

По результатам проверки был составлен акт №023446 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 02.08.2006 г., протокол об административном правонарушении от 02.08.2006 г., на основании которых было вынесено Постановление №428 по делу об административном правонарушении от 08.08.2006 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Заявитель не согласился с вынесенным Постановлением и обратился в суд с требованием его отменить.

Исследовав материалы дела и доводы сторон, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований заявителя и снижении размера штрафа до минимального.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

Факт совершения административного правонарушения - нарушение правил пожарной безопасности судом установлен.

Согласно статье 6 Федерального закона “О пожарной безопасности“ от 21.12.1994 N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на Решение задач в области пожарной безопасности.

В силу статьи 37 того же Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не использовать их не по назначению.

В подпунктах 1, 2 пункта 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции в том числе организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03; далее - Правила), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 указанных Правил).

В соответствии с п.53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее -ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313), при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

В соответствии с п.52 ППБ 01-03, двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Согласно п.40 ППБ 01-03, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с п.37 ППБ 01-03, в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.



Поскольку в ходе проведении проверки сотрудниками ОГПН Зеленодольского района были обнаружены нарушения вынеуказанных требований, то суд приходит к выводу о правомерности привлечения ООО «Оникс» к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.

Однако, учитывая характер совершенного правонарушения и степень допущенных нарушений требований пожарной безопасности, раскаяния в содеянном суд счел возможным снизить размер административного штрафа до 10 000 руб.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости признания постановления налогового органа законным и не подлежащим отмене но снижении размера штрафа до 10 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан

Решил:

Постановление ОГПН Зеленодольского района №428 от 8.08.2006 г.о привлечении ООО «Оникс» по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб., изменить, снизить размер штрафа до 10 000 рублей

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда в течение десяти дней со дня принятия.

Судья З.Н. Хамитов