Судебная практика

О признании недействующим Закона Хабаровского края от 29.03.2005 N 265 “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“. Решение от 21 июля 2005 года № 3-169/05. Хабаровский край.

Именем Российской Федерации

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш *.*.,

при секретаре Васильевой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании Закона Хабаровского края от 29.03.2005 N 265 “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“ противоречащим федеральному законодательству,

установил:

29 марта 2005 г. Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края N 265 “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“, опубликованный в “Собрании законодательства Хабаровского края“ N 4 (33) от 12.05.2005.

Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с требованием о признании данного
краевого Закона противоречащим ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующим со дня вступления в силу решения суда.

В обоснование заявленного требования прокурор ссылается на то, что из п. 2 ст. 5, ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что решение о бюджете принимается, а бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Закон Хабаровского края от 29.12.2003 N 155 “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“ утратил силу 31.12.2004. Закон края “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“, согласно ст. 2 вступивший в силу со дня его официального опубликования (12.05.2005), т.е. по истечении 2004 года, не может вносить изменения в утративший силу Закон Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“, иметь обратной силы и применяться к отношениям истекшего финансового года.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Сенченко *.*. поддержал заявление прокурора Хабаровского края и уточнил, что Закон Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“ не утратил силу, а прекратил действие.

Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности Ермольченко *.*. и Власенко *.*., не соглашаясь с доводами заявления прокурора края, указывали на то, что федеральное законодательство не содержит запрета на принятие законов о внесении изменений в законы о бюджете после истечения финансового года. Необходимость принятия оспариваемого Закона края вызвана тем, что дополнительные доходы поступили в краевой бюджет только в декабре 2004 г. и Закон принят в рамках контроля за исполнением краевого бюджета.

Выслушав объяснения лиц, участвующих
в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Хабаровского края подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 2 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты бюджетного законодательства Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской федерации.

Статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 5, ст.ст. 12, 15, 65, 83, 85, 92, 98, 111, 213, 214, 242, 264, 275 Бюджетного кодекса Российской Федерации образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия.

Законом Хабаровского края от 29.12.2003 N 155 “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“ урегулированы отношения определенного им периода - с 1 января по 31 декабря 2004 года.

Закон Хабаровского края “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“ вступил в силу 12 мая 2005 г. - со дня его официального опубликования (ст. 2), т.е. по истечении 2004 финансового года.

При таком положении суд находит, что в силу приоритета действия норм
Бюджетного кодекса Российской Федерации по отношению к правовым актам бюджетного законодательства Российской Федерации, закрепленного в ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, оспариваемый Закон Хабаровского края, принятый 29 марта 2005 г. и опубликованный 12 мая 2005 г., не может вносить изменения в прекративший свое действие Закон Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“, иметь обратной силы и применяться к отношениям истекшего финансового года.

При таких обстоятельствах суд находит, что Закон Хабаровского края N 265 от 29.03.2005 противоречит ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Ссылки представителей Законодательной Думы Хабаровского края на то, что бюджетное законодательство не содержит запрета на внесение изменений в законы о бюджете после окончания финансового года, суд находит несостоятельными по мотивам, изложенным в решении, а кроме того, представителями заинтересованного лица не приведены правовые нормы, устанавливающие порядок и методику внесения изменений в бюджет по окончании финансового года.

Доводы о том, что данный Закон принят в рамках контроля за исполнением краевого бюджета, который является формой осуществления Законодательной Думой государственной власти края, одним из ее основных полномочий как представительного и законодательного органа суд также находит несостоятельными по следующим основаниям.

В силу ст. 73 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе иметь бюджет и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования и использования средств бюджета.

Это право закреплено и в статьях 8, 15, 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Вместе с тем органы государственной власти субъектов
Российской Федерации должны осуществлять предоставленные им бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Следовательно, и при осуществлении контроля за исполнением бюджета должны учитываться нормы ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащие запрет на придание актам бюджетного законодательства обратной силы.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда Закон Хабаровского края от 29.03.2005 N 265 “О внесении изменений в Закон Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год“.

Данное решение опубликовать в “Собрании законодательства Хабаровского края“.

Взыскать с Законодательной Думы Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Судья Хабаровского краевого суда

*.*. Барабаш