Судебная практика

Иск об отмене постановления налогового органа о назначении административного наказания за неприменение ККМ. По делу. Хабаровский край.

Арбитражный суд в составе:

судьи Кулешова *.*.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леоновым *.*.,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Хабаровского краевого союза потребительских обществ (Крайпотребсоюз) к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю об отмене постановления о назначении административного наказания от 12.11.2003 N 86 и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения,

при участии:

от заявителя: Самойлова *.*. - первый заместитель председателя правления;

от административного органа: Гулакова *.*. - специалист 1-й категории, Остапчук *.*. - специалист 1-й категории.

Предмет спора:

Хабаровский краевой союз потребительских обществ обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене
постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю от 12.11.2003 N 86 о назначении административного наказания по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Суд

установил:

28.10.2003 в 14 часов 00 минут государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю (далее - административный орган) Гламаздиным *.*. на основании поручения N 210 от 28.10.2003 проведена проверка соблюдения Хабаровским краевым союзом потребительских обществ (далее - Крайпотребсоюз) по месту осуществления деятельности в мастерской по ремонту обуви, расположенной в магазине N 4 по ул. Изотова, 11 в с. Князе-Волконское Хабаровского района, Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, по результатам которой составлен акт N 011726 от 28.10.2003.

Согласно акту проверки инспекцией установлено, что при замене замков на сапогах мастером по ремонту обуви Воробьевым *.*. были приняты от клиента наличные деньги в сумме 60 руб., при этом денежные расчеты произведены без применения контрольно-кассовой машины и без выдачи бланков строгой отчетности. Согласно акту контрольно-кассовая машина отсутствует. Излишки составили 350 руб.

11.11.2003 административным органом в присутствии законного представителя Крайпотребсоюза составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что 28.10.2003 в 14 часов 00 минут в мастерской по ремонту обуви, расположенной в с. Князе-Волконское, мастером по ремонту обуви была оказана услуга по замене замков на сапогах на сумму 60 руб., при этом чек
через кассовую технику не был пробит, бланки строгой отчетности отсутствуют.

12.11.2003 руководителем административного органа вынесено постановление N 86, в соответствии с которым Хабаровский краевой союз потребительских обществ признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб.

Представитель заявителя на заявленных требованиях в судебном заседании настаивала и привела доводы, изложенные в заявлении. При этом она пояснила, что административное правонарушение действительно имело место, но сумма штрафа является неоправданно завышенной. В силу малозначительности административного правонарушения производство по делу следует прекратить.

Представители административного органа с заявленными требованиями не согласились и привели доводы, изложенные в отзыве на заявление. При этом они пояснили, что инспекция действовала в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и факт неприменения контрольно-кассовой машины и невыдачи бланков строгой отчетности подтверждается материалами проверки. Постановление об административном правонарушении вынесено в соответствии с законом, и Хабаровский краевой союз потребительских обществ привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб. обоснованно.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Судом установлено,
что контрольно-кассовая машина “Миника-1102Ф“ N 9362 имеется в наличии, зарегистрирована в установленном законом порядке и расположена в торговом зале магазина, который на момент проверки был закрыт. Наличные деньги за оказанные мастером по ремонту обуви услуги, принимаются в кассу продавцом и пробиваются по счетчику N 2 контрольно-кассовой машины.

Вместе с тем, как установлено судом, 28.10.2003 в 14 часов 00 минут контрольно-кассовая машина при оказании услуги на сумму 60 руб. не применялась, бланк строгой отчетности установленного образца клиенту выдан не был в связи с отсутствием данных бланков в мастерской по ремонту обуви.

Факт административного правонарушения подтверждается актом проверки от 28.10.2003 N 011726, протоколом об административном правонарушении от 11.11.2003 и не отрицается самим заявителем.

Из пояснений к акту проверки мастера по ремонту обуви Воробьева *.*. следует, что при получении заказа на замену замков он взял с клиента 60 руб., так как был на время закрыт магазин, и выписал квитанцию неустановленного образца.

Актом проверки наличных денежных средств кассы от 28.10.2003 в 14 часов 00 минут в мастерской установлены излишки в сумме 350 руб.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить
наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Вид деятельности, осуществляемый Крайпотребсоюзом, не входит в этот перечень.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Из пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 следует, что неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд отклоняет как несостоятельные доводы заявителя о том, что выручка в сумме 60 руб. была к моменту составления протокола сдана в кассу, поскольку, согласно акту проверки на момент ее проведения, выручка, находящаяся у Воробьева *.*., составила 350 руб., и данная сумма является излишками, т.е. не оприходована по кассе.

Суд также отклоняет как несостоятельные ссылки заявителя на статью 55 Конституции Российской Федерации и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П.

Статьей 9 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 внесены дополнения в пункт 1 статьи
7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ и налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

Административным органом при назначении наказания учтены требования части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку наказание Хабаровскому краевому союзу потребительских обществ назначено по статье 14.5 Кодекса в
виде штрафа в размере 30000 руб. Таким образом, административным органом назначено наказание по нижнему пределу санкции статьи 14.5 КоАП РФ, предусматривающей для юридических лиц ответственность в виде штрафа от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания от 12.11.2003 N 86 вынесено в соответствии с законом и отмене не подлежит. Не подлежит удовлетворению и требование заявителя о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований об отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Хабаровскому краю от 12.11.2003 N 86 о назначении наказания по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 руб. и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения Хабаровскому краевому союзу потребительских обществ (680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 82, зарегистрирован 17.04.2003 за N 1022700916666) отказать.

На решение может быть подана в десятидневный срок апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края

Судья

*.*. Кулешов