Судебная практика

Суд пришел к выводу, что обращение взыскания на бюджетные средства, предпринятое судебным приставом - исполнителем, противоречит ст. 239 Бюджетного кодекса. По делу . Российская Федерация.

Должник - Управление финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области обратилось с жалобой на действия судебного пристава - исполнителя Службы судебных приставов Новосибирской области по вынесению постановления от 15.01.2001 о взыскании денежных средств. Жалоба мотивирована тем, что взыскиваемые денежные средства являются бюджетными, и взыскание их может быть осуществлено только в случаях, предусмотренных в статье 239 Бюджетного кодекса РФ.

Определением от 06.03.2001 суд отказал в удовлетворении жалобы, мотивируя отказ тем, что отношения сторон регулируются нормами Гражданского кодекса РФ. Исполнение обязательств по договору не может регулироваться Бюджетным кодексом РФ.

Постановлением от 25.04.2001 определение отменено, жалоба удовлетворена. Апелляционная инстанция пришла к выводу, что обращение взыскания на бюджетные средства, предпринятое судебным приставом - исполнителем, противоречит статье 239 Бюджетного кодекса РФ.

ЗСАО не согласно с постановлением суда. Полагает, что суду следовало применять нормы Гражданского кодекса РФ, так как статья 239 Бюджетного кодекса РФ не соответствует положениям Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного заявитель жалобы просит постановление отменить, оставив в силе определение суда первой инстанции.

Представители Управления финансов и Администрации находят постановление законным и обоснованным. Кассационная инстанция считает, что постановление отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, обжалуемые действия судебного пристава - исполнителя совершены по исполнению решения Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5451/200-СА14/1. Судебным актом по данному делу установлено, что взысканная сумма составляет долг субъекта РФ по договору.

В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса РФ субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К упомянутым субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В императивной норме публичного права - статье 239 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего возмещение в размере недофинансирования или возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.

Исполняемый судебный акт к перечисленным в статье 239 Бюджетного кодекса РФ актам не относится. Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции являются обоснованными.

Следует отметить, что бюджетные средства субъекта РФ не являются единственным имуществом образования. В силу пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса РФ субъект РФ отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности иным имуществом (за определенными в этой же статье исключениями).



Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что постановление суда необходимо оставить без изменения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Арбитражного суда Новосибирской области от 25.04.2001 по делу N А45-ИП26/2001 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.