Судебная практика

Суд правомерно отказал в признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, поскольку лицензированию подлежит не вся деятельность по обращению с ломом (отходами) цветных металлов, а только основная деятельность организации (индивидуального предпринимателя), которая связана со сбором, скупкой, сортировкой, хранением, отбором, извлечением, измельчением, резкой, разделкой, прессованием, брикетированием, переплавкой, а также продажей или передачей третьи лицам лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе. По делу. Томская область.

ГУ г. Стрежевого Томской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО “Э“ за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Из заявления следует, что в период 28.01.2008 г. - 07.02.2008 г. оперуполномоченным ОБЭП Стрежевского ГОВД старшим лейтенантом милиции Б., на основании постановления N 55-5/3 от 28.01.2008 г., вынесенного временно исполняющим обязанности начальника криминальной милиции Стрежевского ГОВД майором милиции И., была проведена проверка предпринимательской деятельности ремонтной базы, расположенной в г. Стрежевом и принадлежащей ООО “Э“.

В ходе проверки предпринимательской деятельности ООО “Э“ установлено, что ООО “Э“, в соответствии с возмездным договором N 84 от 17.04.2006 г.
об оказании сервисных услуг по подготовке к утилизации кабеля и кабельных линий, заключенным между ООО “Э“ и ОАО “Т“, осуществляет деятельность, связанную со сбором, хранением переработкой и реализацией лома цветных металлов без специального разрешения (лицензии).

А именно в соответствии с пунктом 3.1 приложения N 1 к договору N 84 Исполнитель по запросу Заказчика производит техническое освидетельствование кабельных линий, принадлежащих Заказчику и подлежащих списанию и выбраковке на цветной лом их перемотку с технологических барабанов в бухты, и передачу Заказчику по акту приемки-передачи.

В соответствии с п. 3.4 приложения N 1 объем работ по подготовке к утилизации включает в себя перемотку в бухты, сортировку по маркам и сечениям, контрольные замеры длин кусков, техническое освидетельствование, взвешивание и погрузку. То есть ООО “Э“ тем самым осуществляет переработку лома цветных металлов.

В соответствии с п.п. 1.5.2 договора N 84 ООО “Э“ осуществляет вывоз подготовленного к утилизации кабеля с территории ремонтной базы ООО “Э“ расположенной в г. Стрежевом, из цеха N 8 п. Пионерный, из эксплуатационного участка в п. Крапивинский. Иными словами в соответствии с данным пунктом ООО “Э“ осуществляет сбор металлолома на объектах в п. Пионерном и п. Крапивинский и транспортирует металлолом в г. Стрежевой. Заявитель считает, что факт совершения ООО “Э“ административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, а именно: 1) протоколом осмотра помещений и территории от 28.01.2008 г. с приложениями 2) объяснением начальника Управления по работе с имуществом ОАО “Т“ К. от 29.01.2008 г. 3) объяснением начальника отдела оперативного учета оборудования ООО “Э“ Г. 4) Договором N 84 от 17.04.2006 г. с приложениями. 5) Ответом Комитета по лицензированию
Администрации Томской области за исх. 1413 от 16.11.2007 г. 6) Протоколом об административном нарушении N 1142 7) Актом проверки N 55-5/3 от 07.02.2008 г.

До начала судебного заседания от заявителя поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности в порядке ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании представители ООО “Э“ возражали против привлечения к административной ответственности на том основании, что кабель, поступающий в распоряжение ООО “Э“, в процессе производственной деятельности формируется в оборудование - кабельные линии, которые, должны соответствовать определенным технологическим требованиям, позволяющим использовать эти кабельные линии в нефтяных скважинах. Однако в процессе эксплуатации кабельных линий, последние частично теряют свои потребительские свойства и уже не могут соответствовать требованиям, предъявляемым Заказчиком (ОАО “Т“) к оборудованию - “кабельная линия“. Вместе с тем, выбракованный кабель, как один из множества элементов кабельной линии, может быть использован в дальнейшем Заказчиком (ОАО “Т“) по своему усмотрению, в том числе как простой кабель, но он ни в коем случае не является ломом цветных металлов.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей предприятия привлекаемого к административной ответственности арбитражный суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Согласно подпункту 81 статьи 17 названного Федерального закона N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов подлежит обязательному лицензированию.

Пунктом 3 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ установлено, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Из указанного следует, что перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется обязательное получение лицензии, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.98 “Об отходах производства и потребления“ установлен ряд важных правовых понятия:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных
и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

В соответствии с Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного Постановлением Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 (далее - Положение N 766), последнее определяет порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.

При этом в названном Положении раскрыты понятия видов деятельности, для осуществления которых необходимо получать лицензию. Так:

под заготовкой лома цветных металлов понимаются: сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом;

под переработкой лома цветных металлов понимаются: процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов;

под реализацией лома цветных металлов понимается продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

Из материалов дела следует, что кабель, поступающий в распоряжение ООО “Э“, в процессе производственной деятельности формируется в оборудование - кабельные линии, которые, должны соответствовать определенным технологическим требованиям, позволяющим использовать эти кабельные линии в нефтяных скважинах. Однако в процессе эксплуатации кабельных линий, последние частично теряют свои потребительские свойства и уже не могут соответствовать требованиям, предъявляемым Заказчиком (ОАО “Т“) к оборудованию - “кабельная линия“. Вместе с тем, выбракованный кабель, как один из множества элементов кабельной линии, может быть использован в дальнейшем Заказчиком (ОАО “Т“)
по своему усмотрению, в том числе как простой кабель, то есть он не является как таковым ломом цветного металла.

Кроме того, в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 896/06 от 19.06.2006 г. анализ норм, содержащихся в названных нормативных правовых актах, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность явл и включает в себя сбор, скупку, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

Таким образом, лицензированию подлежит не вся деятельность по обращению с ломом (отходами) цветных металлов, а только основная деятельность организации (индивидуального предпринимателя), которая связана со сбором, скупкой, сортировкой, хранением, отбором, извлечением, измельчением, резкой, разделкой, прессованием, брикетированием, переплавкой, а также продажей или передачей третьи лицам лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 206 АПК РФ, ч. 2 ст. 14.1, ст.ст. 23.1, 29.8 - 29.10 КоАПРФ,

решил:

производство по делу в отношении ООО “Э“ по факту совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ прекратить.

Решение может быть обжаловано.