Судебная практика

О признании недействующим постановление Администрации г. Глазова “О ценах на услуги ООО СП “Эколог“, оказываемые организациям, финансируемым из бюджета“ от 30.12.2004 г. N 350/5 (с изменениями от 14.09.2005 г. N 10/28). По делу. Удмуртская Республика.

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 16 января 2007 г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе

председательствующего судьи *.*. Буториной,

судей *.*. Кудрявцева, *.*. Коковихиной,

при ведении протокола судебного заседания судьей *.*. Буториной,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ООО “Специализированное предприятие “Эколог“, г. Глазов,

к Администрации г. Глазова Удмуртской Республики

с участием в деле третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Глазова Удмуртской Республики,

с участием в деле Прокурора Удмуртской Республики

о признании недействующим ненормативного акта органа местного самоуправления.

В присутствии представителей:

заявителя - Одноралов *.*., представитель, по дов. от 02.08.2005 г.;

ответчика - Базуева *.*., зам. начальника Правового управления, по дов. N
01-53/00974 от 05.05.2006 г.;

третьего лица - Лусникова *.*., гл. спец. юрист, дов. N 111/01-04 от 17.07.2006 г.;

Прокурора - Русских *.*., ст. помощник прокурора, удостов. N 120366/201.

Общество с ограниченной ответственностью “Специализированное предприятие “Эколог“, г. Глазов, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании недействующим постановления Главы Администрации города Глазова Удмуртской Республики N 350/5 от 30.12.2004 г. с учетом изменений, внесенных постановлением Главы Администрации города Глазова N 10/28 от 14.09.2005 г.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.12.2005 г. в удовлетворении заявленного требования отказано, постановление Главы Администрации города Глазова от 30.12.2004 г. N 350/5 с изменениями от 14.09.2005 г. N 10/28 “О ценах на услуги ООО “СП “Эколог“, оказываемые организациям, финансируемым из бюджета“ признано соответствующим п.п. 17 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“. При этом Арбитражный суд УР исходил из того, что статьей 2 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Пунктом 2 ст. 6 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ определен четкий перечень вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. Подпунктом 17 п. 2 ст. 6 ФЗ
“Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ организация утилизации и переработки бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. “Об отходах производства и потребления“ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 34 Устава муниципального образования “Город Глазов“, принятого решением Городской Думы г. Глазова от 27.07.2005 г. N 461, к полномочиям Администрации города Глазова непосредственно и (или) в лице ее органов отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация и осуществление мероприятий по благоустройству и озеленению территории города Глазова (пп. 13 п. 1).

Таким образом, вопросы, касающиеся регулирования предпринимательской деятельности в сфере организации утилизации и переработки бытовых отходов, отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Полномочия на вынесение постановления, регулирующего вопросы регулирования цен на услуги по вывозу и захоронению отходов, у Главы Администрации г. Глазова имеются.

ООО “СП “Эколог“ обжаловало решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.12.2005 г. по делу N А71-555/05-А18 в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2006 г. (дело N Ф09-162/06-С4) решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.12.2005 г. по делу N А71-555/05-А18 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Суд кассационной инстанции указал на то, что судом первой инстанции не учтено, что ООО “СП “Эколог“ заявлено требование о признании недействительным ненормативного правового акта - постановления Главы Администрации г. Глазова от 30.12.2004 г. N 350/5 (с изменениями от 14.09.2005 г.
N 10/28) на основании ст. 198 АПК РФ. В нарушение ч. 5 ст. 170, п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения содержится вывод о признании постановления вышеуказанного постановления соответствующим ч. 2 ст. 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ и ст. 8 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“, в то время как такого требования ООО “СП “Эколог“ не заявляло. Арбитражный суд вышел за пределы предмета заявленных ООО “СП “Эколог“ требований и не рассмотрел их по существу. Кроме того суд не учел, что в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

При новом рассмотрении дела ООО “СП “Эколог“ поддержало требования, изложенные в заявлении и письменных объяснениях, указав, что суть нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности не исчерпывается фактом принятия органом местного самоуправления оспоренных правовых актов, регулирующих ценообразование ООО “СП “Эколог“ как самостоятельного хозяйствующего субъекта, проявляется в каждом конкретном случае применения этих правовых актов, выразившегося в обязанности ООО “СП “Эколог“ заключить договор оказания услуг в отношении каждой обратившейся к нему организации, финансируемой из бюджета.

Отличительной особенностью обжалуемого правового акта, содержащего властные предписания, обязательные для исполнения ООО “СП “Эколог“ и определяющего круг лиц - организаций, финансируемых из бюджета, в интересах которых они установлены, и кто может требовать их исполнения, является направленность его действия на неоднократное применение и не ограничено
сроком действия.

Неоднократность применения подтверждается договорами, заключенными обществом с организациями, финансируемыми из бюджета, в частности с МУК “Глазовский муниципальный театр “Парафраз“ - 18.01.2005 г., с МУ ДОД “Дом детского творчества“ - 20.01.2005 г., с МУК УПЦ изобразительного и декоративно-прикладного искусства - 20.01.2005 г., с МУ Центр “Семья“ - 25.01.2005 г., с ГОУ ВПО “ИжГТУ“ - 17.02.2005 г., с ГУ “Межрайонный РВО при УВД Глазовского района“ - 01.06.2005 г., с МУ “Редакция журнала “Городские ведомости“ - 01.06.2005 г.

Именно правоприменительное свойство правил поведения общества, установленных Администрацией г. Глазова в интересах организаций, финансируемых из бюджета, рассчитанное на неоднократное их применение, выделяет и отличает оспоренное постановление Главы Администрации г. Глазова от общепринятого представления о характере ненормативного акта как действия, которое исчерпывается его исполнением. Заключением договора на размещение отходов с МУК “Глазовский муниципальный театр “Парафраз“ 18.01.2005 г. и с МУ “Центр Семья“ 25.01.2005 г., на которые ссылается Администрация г. Глазова в своем заявлении о пропуске срока, не исчерпывается исполнение оспариваемого постановления Главы Администрации г. Глазова.

Ответчик в возражениях, изложенных в отзыве и письменных пояснениях, заявленные требования ООО “СП “Эколог“ не признал, указав при этом, что оспариваемый ненормативный акт является правомерным. Кроме того заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок на обжалование ненормативного акта.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.04.2006 г. в удовлетворении заявленного требования ООО “СП “Эколог“ о признании постановления Главы Администрации города Глазова Удмуртской Республики от 30.12.2004 г. N 350/5, с изменениями, внесенными постановлением Главы Администрации г. Глазова Удмуртской Республики от 14.09.2005 г. N 10/28 “О ценах на услуги ООО “СП “Эколог“,
оказываемые организациям, финансируемым из бюджета“ отказано за пропуском срока для обжалования. При этом Арбитражный суд Удмуртской Республики исходил из того, что согласно п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 Кодекса установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п. 26 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2001 г. N 15/18 “О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности“ при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности, суд вправе отказать в удовлетворении
требования именно по этим мотивам.

О пропуске срока давности для обращения в суд заявлено Администрацией г. Глазова в судебном заседании.

Оспариваемое постановление издано Главой Администрации г. Глазова 30.12.2004 г. Подтверждением того, что ООО “СП “Эколог“ было известно о существовании указанного постановления, является факт заключения обществом договоров на размещение отходов с бюджетными организациями по ценам, установленным оспариваемым постановлением начиная с 18.01.2005 г. (МУК “Глазовский муниципальный театр “Парафраз“ и МУ “Центр “Семья“).

Следовательно, заявитель узнал о нарушении своих прав и законных интересов с момента получения постановления Главы Администрации г. Глазова от 30.12.2004 г. N 350/5, то есть с 30.12.2004 г. С указанной даты исчисляется установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на подачу заявления в суд о признании ненормативного правового акта недействительным.

Заявление о признании недействительным постановления Главы Администрации г. Глазова N 350/5 от 30.12.2004 г. с учетом изменений, внесенных постановлением Главы Администрации г. Глазова N 10/28 от 14.09.2005 г., представлено заявителем в арбитражный суд 30.08.2005 г., то есть с пропуском установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на подачу заявления.

Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.06.2006 г. решение Арбитражного суда первой инстанции по делу N А71-555/05-А18 оставлено без изменения.

ООО “СП “Эколог“ обжаловало решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.04.2006г. по делу N А71-555/05-А18 в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.10.2006 г. (дело N Ф09-462/06-С4) решение суда первой инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.04.2006 г. и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.06.2006 г. по делу N А71-555/05-А18 отменены,
дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

Суд кассационной инстанции указал на то, что выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать достаточно обоснованными, поскольку из материалов дела видно, что оспариваемый акт Главы Администрации г. Глазова содержит властные предписания в области ценообразования для ООО “СП “Эколог“ и пользующихся его услугами организаций, финансируемых из бюджета. Судами при вынесении решения не исследовался и правовой оценки не получил вопрос о наличии либо отсутствии полномочий городской администрации в области ценообразования на услуги по приему, сортировке, утилизации, переработке и др. отходов производства и потребления. Кроме того суд кассационной инстанции указывает на то, что характерной особенностью оспариваемого постановления Главы Администрации г. Глазова является направленность его действия на неоднократное применение, поскольку оспариваемый акт продолжает действовать независимо от того, возникли или прекратились правоотношения между ООО “СП “Эколог“ и конкретными потребителями. Неоднократность применения подтверждается договорами, заключенными заявителем в течение 2005 г. с организациями, финансируемыми из бюджета, что свидетельствует еще и о наличии такого признака нормативного акта как обязательность властных предписаний, изложенных в оспариваемом акте, для неопределенного круга лиц.

При новом рассмотрении дела ООО “СП “Эколог“ поддержало требования, изложенные в заявлении и письменных объяснениях.

В обоснование требований по заявлению ООО “СП “Эколог“ указало, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 3 ст. 32 ФЗ от 28.08.95 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“). Предоставление организациям, финансируемым из бюджета, преимуществ по оплате услуг, оказываемых заявителем по приему и захоронению твердых бытовых отходов, по
сравнению с другими юридическими лицами и предпринимателями привело к возможности учреждений платить за оказанные услуги в меньшем размере, чем все иные указанные субъекты, и, следовательно, к уменьшению величины бюджетных средств, необходимых для финансирования деятельности “организаций, финансируемых из бюджета“. Определение ООО “СП “Эколог“ в договорах на размещение отходов стоимости услуг является выражением его субъективного гражданского права, гарантированного Конституцией РФ, на свободное использование своих способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности. Установление специальных сниженных тарифов на услуги по размещению ТБО в отношении организаций, финансируемых из бюджета, ограничивает данное субъективное право заявителя. Постановление Главы Администрации г. Глазова N 350/5 создает ситуацию, в которой заявитель не может отказать организациям, финансируемым из бюджета, в заключении договоров на размещение ТБО. Возможность установления случаев государственного регулирования цен на услуги по вывозу и захоронению промышленных (служебных) отходов решением органов местного самоуправления не предусмотрена правовыми актами РФ, следовательно, постановление N 350/5 противоречит Указу Президента РФ от 28.02.1995 г. N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ и постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“. Принятое Главой Администрации г. Глазова постановление N 350/5 от 30.12.2004 г. противоречит ст.ст. 421, 424, 426 ГК, ст. 8 Конституции РФ, гарантирующей в РФ единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, и нарушает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Ответчик в возражениях, изложенных в отзыве и письменных пояснениях, заявленные требования ООО “СП “Эколог“ не признал, указав при этом, что оспариваемое постановление не нарушает норм гражданского
права о свободе договора, поскольку проект договора N 47 от 19.01.2004 г. подписан обществом без протокола разногласий, не противоречит ст. 7 Федерального закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, поскольку совмещение функций органов местного самоуправления и хозяйствующего субъекта подразумевает под собой согласно ст. 4 того же Закона, осуществление органами местного самоуправления предпринимательской деятельности и, как следствие, извлечение прибыли.

Кроме того в период действия оспариваемого постановления ООО “СП “Эколог“ являлось единственным юридическим лицом на территории г. Глазова, осуществляющим эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, то есть являлось местной монополией, действующей на местном товарном рынке, деятельность которых не урегулирована действующим законодательством.

В настоящее время порядок регулирования тарифов организацией коммунального комплекса установлен Федеральным законом “Об основах регулирования тарифов организациями коммунального комплекса“ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2006 г. Данный Федеральный закон имеет большую юридическую силу по отношению к ранее действовавшим нормативным правовым актам в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и устанавливает с 01.01.2006 г. полномочия органов местного самоуправления городского округа по регулированию тарифов на услуги организации коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов.

Кроме того в настоящее время оспариваемый нормативный акт отменен постановлением Главы Администрации от 24.11.2006 г. N 10/32 “Об установлении тарифа на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов общества с ограниченной ответственностью “Специализированное предприятие “Эколог“, о чем опубликовано в газете “Мой город“ от 28.11.2006 г. N 92 (644).

Таким образом, оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, регулирующему полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами и регулирования тарифов коммунального комплекса, и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Глазова УР пояснил, что пункт 5.5 договора N 47 от 19.01.2004 г. не противоречит нормам действующего законодательства. Согласно п.п. 17 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ“ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в т.ч. организация утилизации и переработки бытовых отходов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ“ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 1.1 договора N 47 от 19.01.2004 г. целевое назначение переданных в безвозмездное пользование объектов муниципальной собственности определяется как оказание услуг по приему, сортировке, утилизации и переработке отходов производства и потребления. Поскольку органы местного самоуправления самостоятельно организуют деятельность по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, следовательно, установление цен на такие услуги органами местного самоуправления не противоречит действующему законодательству.

Прокурор требования заявителя поддержал, указав, что постановление Главы Администрации г. Глазова от 30.12.2004 г. N 350/5, с изменениями от 14.09.2005 г. N 10/28 “О ценах на услуги ООО “СП “Эколог“, оказываемые организациями, финансируемыми из бюджета“, не соответствует требованиям Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ N 154-ФЗ от 28.08.1995 г., Федерального закона “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г., а также Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. N 155, и является недействующим. В обоснование своих возражений Прокурор указал, что оспариваемый акт принят с превышением полномочий, предоставленных федеральным законодательством органам местного самоуправления, нарушает права заявителя в области предпринимательской деятельности, ограничивает его самостоятельность как хозяйствующего субъекта в частности установления цены при оказании услуг.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд

установил:

26 декабря 2003 г. ООО “СП “Эколог“ направлено в Администрацию г. Глазова письмо с просьбой передать в долгосрочное безвозмездное пользование на срок до 10 лет городской полигон ТБО и ПО с целью создания на базе полигона полноценного современного производственного комплекса по приему, сортировке, утилизации и переработке отходов производства и потребления.

Постановлением Главы Администрации г. Глазова N 5/4 от 15.01.2004 г. “О передаче в безвозмездное временное пользование ООО “СП “Эколог“ муниципального недвижимого имущества, находящегося на территории городского полигона ТБО и ПО, расположенного по адресу: УР, Глазовский район, Юкаменский тракт, 10 км“ заявителю передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество, находящееся на территории городского полигона ТБО и ПО, включающее технологическую автодорогу (первоначальной стоимостью 847670 руб.) и будку бытовую (первоначальной стоимостью 20353, 12 руб.) для организации деятельности по оказанию услуг по приему, сортировке, утилизации и переработке отходов производства и потребления на период с 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г.

19 января 2004 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Глазова и ООО “СП “Эколог“ заключен договор N 47 безвозмездного пользования муниципальным имуществом г. Глазова, согласно которому заявителю было передано в безвозмездное временное пользование муниципальное недвижимое имущество, находящееся на территории городского полигона твердых бытовых и промышленных отходов. Договор заключен на срок до 31.12.2005 г. с последующей пролонгацией до 31.12.2013 г. при выполнении условий договора об инвестировании. Пунктом 5.5 договора предусмотрено, что цены на услуги городского полигона ТБО и ПО утверждаются постановлением Главы Администрации.

Комиссией по регулированию цен и тарифов утверждено заключение комиссии об экономической и правовой обоснованности и целесообразности установления на 2005 г. цен на услуги ООО “СП “Эколог“, оказываемые организациям, финансируемым из бюджета, по приему и захоронению твердых бытовых отходов (протокол N 3 от 29.12.2004 г.).

Главой Администрации г. Глазова вынесено постановление N 350/5 от 30.12.2004 г. “О ценах на услуги ООО “СП “Эколог“, оказываемые организациям, финансируемым из бюджета“, согласно которому с 01.01.2005 г. установлены цены на услуги ООО “СП “Эколог“, оказываемые организациям, финансируемым из бюджета,

по приему и захоронению твердых бытовых отходов в размере 22,54 руб. за 1 куб. метр;

по рекультивации в размере 5,94 руб. за 1 куб. метр.

В преамбуле ненормативного акта указано, что постановление принято в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. N 155 “Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов“, на основании результатов независимой экспертизы аудиторской фирмы ООО “ФИНЭСКО“ от 22.11.2004 г. и заключения комиссии по регулированию цен и тарифов г. Глазова от 29.12.2004 г.

Постановлением Главы Администрации N 10/28 от 14.09.2005 г. внесено изменение в преамбулу постановления N 350/5 от 30.12.2004 г. Преамбула постановления изложена в следующей редакции: “В соответствии с постановлением Главы Администрации г. Глазова от 15.01.2004 г. N 5/4 “О передаче в безвозмездное временное пользование ООО “СП “Эколог“ муниципального недвижимого имущества, находящегося на территории городского полигона ТБО и ПО, расположенного по адресу: УР, Глазовский район, Юкаменский тракт, 10 км“, руководствуясь п. 5.5 ст. 5 “Особые условия“ договора безвозмездного пользования (договор ссуды) муниципальным имуществом города Глазова от 19.01.2004 г. N 47, на основании результатов независимой экспертизы аудиторской фирмы ООО “ФИНЭСКО“.....“.

ООО “СП “Эколог“, считая, что оспариваемым постановлением Главы Администрации г. Глазова нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности (в частности ограничивает самостоятельность ООО “СП “Эколог“ в части установления цены при оказании соответствующих услуг и снижает его конкурентоспособность на товарном рынке), обратился в арбитражный суд с заявлением.

Оценив представленные по делу доказательства, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования ООО “СП “Эколог“ подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Федеральный закон N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. органами местного самоуправления являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 19 вышеназванного Закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

Перечни вопросов местного значения установлены ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, которая не предусматривает регулирование цен на оказание каких-либо услуг.

В преамбуле оспариваемого акта указано, что он принят на основании Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. N 155.

Согласно пп. 4, 5, 14 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов органам местного самоуправления предоставлены полномочия по установлению предельных сроков вывоза бытовых отходов и режима работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов.

Иные полномочия, в том числе по регулированию цен на услуги, оказываемые по приему, захоронению твердых бытовых отходов от юридических либо физических лиц, органами местного самоуправления не предоставлены.

Согласно п. 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов цена услуг по вывозу бытовых отходов сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Согласно п. 11 Правил цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Таким образом, постановление Главы Администрации г. Глазова Удмуртской Республики от 30.12.2004 г. N 350/5, с изменениями, внесенными постановлением Главы Администрации г. Глазова Удмуртской Республики от 14.09.2005 г. N 10/28 “О ценах на услуги ООО “СП “Эколог“, оказываемые организациям, финансируемым из бюджета“, принято с превышением полномочий, предоставленных федеральным законодательством органам местного самоуправления, нарушает права заявителя в области предпринимательской деятельности, ограничивает его самостоятельность как хозяйствующего субъекта в частности установления цены при оказании услуг и подлежит признанию недействующим.

Ссылки Администрации г. Глазова на Федеральный закон N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. “Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса“, имеющий большую юридическую силу по отношению к ранее действовавшим нормативным правовым актам в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, изложенные в письменных пояснениях, судом не принимаются, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 данного Закона установление надбавок к ценам (тарифам) организаций коммунального комплекса для потребителей отнесено к полномочиям представительных органов муниципальных образований.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 5 данного Закона органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Предельные индексы максимально возможного изменения тарифов для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, по муниципальным образованиям в Удмуртской Республике установлены Региональной энергетической комиссией только на 2007 г. постановлением от 22.06.2006 г. N 8/2.

Пунктом 2 постановления Главы Администрации от 24.11.2006 г. N 10/32 “Об установлении тарифа на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов общества с ограниченной ответственностью “Специализированное предприятие “Эколог“ оспариваемое постановление Главы Администрации N 350/5 от 30.12.2004 г., с изменениями, внесенными постановлением Главы Администрации г. Глазова Удмуртской Республики от 14.09.2005 г. N 10/28 “О ценах на услуги ООО “СП “Эколог“, оказываемые организациям, финансируемым из бюджета“, признано утратившим силу с 1 января 2007 г.

Однако права и законные интересы ООО “СП “Эколог“ все равно нарушены, поскольку договоры на размещение отходов, заключенные обществом с организациями, финансируемыми из бюджета, в частности с МУК “Глазовский муниципальный театр “Парафраз“ - 18.01.2005 г., с МУ ДОД “Дом детского творчества“ - 20.01.2005 г., с МУК УПЦ изобразительного и декоративно-прикладного искусства - 20.01.2005 г., с МУ Центр “Семья“ - 25.01.2005 г., с ГОУ ВПО “ИжГТУ“ - 17.02.2005 г., с ГУ “Межрайонный РВО при УВД Глазовского района“ - 01.06.2005 г., с МУ “Редакция журнала “Городские ведомости“ - 01.06.2005 г., действуют по настоящее время.

Определение ООО “СП “Эколог“ в договорах на размещение отходов стоимости услуг является выражением его субъективного гражданского права, гарантированного Конституцией РФ, на свободное использование своих способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности. Установление специальных сниженных тарифов на услуги по размещению ТБО в отношении организаций, финансируемых из бюджета, ограничивает данное субъективное право заявителя. Постановление Главы Администрации г. Глазова N 350/5 создает ситуацию, в которой заявитель не может отказать организациям, финансируемым из бюджета, в заключении договоров на размещение ТБО.

Возможность установления случаев государственного регулирования цен на услуги по вывозу и захоронению промышленных (служебных) отходов решением органов местного самоуправления не предусмотрена правовыми актами РФ, следовательно, постановление N 350/5 противоречит Указу Президента РФ от 28.02.1995 г. N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ и постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“. Принятое Главой Администрации г. Глазова постановление N 350/5 от 30.12.2004 г. противоречит ст.ст. 421, 424, 426 ГК, ст. 8 Конституции РФ, гарантирующей в РФ единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, и нарушает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление Главы Администрации N 350/5 от 30.12.2004 г., с изменениями, внесенными постановлением Главы Администрации г. Глазова Удмуртской Республики от 14.09.2005 г. N 10/28 “О ценах на услуги ООО “СП “Эколог“, оказываемые организациям, финансируемым из бюджета“, следует признать недействующим, как несоответствующее требованиям Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ N 154-ФЗ от 28.08.1995 г., Федерального закона “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г., а также Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. N 155.

Согласно ст. 110 АПК РФ и с учетом принятого решения расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, ст.ст. 191 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

Председательствующий судья

*.*. БУТОРИНА

Судьи

*.*. КУДРЯВЦЕВ

*.*. КОКОВИХИНА