Судебная практика

Суд удовлетворил заявление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, так как материалами дела подтверждено, что предприниматель осуществляет прием, хранение, выдачу (отпуск) и учет количества бензина, то есть пожароопасную деятельность по хранению продуктов переработки нефти в целях их дальнейшей реализации, без соответствующей лицензии. По делу . Рязанская область.

Отдел государственного пожарного надзора Железнодорожного округа г. Рязани обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя М. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявление о привлечении индивидуального предпринимателя М. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель М. в судебном заседании по заявленному требованию пояснил, что Отдел государственного пожарного надзора Железнодорожного округа г. Рязани, как проверяющий орган, должен был заранее уведомить о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта. Участие в проверке по выполнению требований пожарной безопасности, принимал его заместитель - С., который имел полномочия на представление его интересов.

Как следует из материалов дела, М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, серия 62 N 001757842).

30.03.2006 государственным инспектором Железнодорожного округа г. Рязани по пожарному надзору, старшим инспектором ГПН Железнодорожного округа г. Рязани И. (на основании распоряжения от 29.03.2006 N 51) проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем М. требований ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ N 128-ФЗ от 08.08.2001, Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 595 “Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов“.

Данной проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель М. в процессе эксплуатации автозаправочной станции, находящейся у него во временном пользовании на основании договора аренды от 01.01.2006, расположенной по адресу: г. Рязань, 193 км автодороги Москва - Самара стр. 5, стр. 6, осуществляет хранение в емкостях АЗС и реализацию различных марок бензина не имея лицензии на деятельность по эксплуатации пожароопасного производственного объекта.

По результатам проверки составлен акт мероприятий по контролю (надзору) от 30.03.2006 N 22.

30.03.2006 государственным инспектором Железнодорожного округа г. Рязани по пожарному надзору, старшим инспектором ГПН Железнодорожного округа г. Рязани И., в присутствии законного представителя индивидуального предпринимателя - заместителя директора С., составлен протокол об административном правонарушении N 85. Протокол подписан законным представителем С., копия его им получена.

Осуществление деятельности без соответствующей лицензии влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем Отдел ГПН Железнодорожного округа г. Рязани обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя М. к административной ответственности.

Оценив материалы дела и заслушав доводы сторон, Арбитражный суд пришел к выводу, что к индивидуальному предпринимателю М. подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, исходя из следующего.

Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ обязательному лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595).

В соответствии с пп. “а“ п. 1 указанного Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 N 637, деятельность по хранению нефтепродуктов включает в себя налив, хранение, слив нефтепродуктов, а также внутрискладские операции по их перемещению, приемке, закачке, отбору и т.п.

Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго от 01.08.2001 N 229, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения, выдачи (отпуска) и учета количества автомобильного топлива.



Хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации. Соответственно данный признак по смыслу пп. “в“ п. 1 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ является квалифицирующим для признания автозаправочных станций опасными производственными объектами.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель М. эксплуатирует автозаправочную станцию, находящуюся у него во временном пользовании, на основании договора аренды от 01.01.2006, расположенную по адресу: г. Рязань, 193 км автодороги Москва - Самара, стр. 5, стр. 6. На данной автозаправочной станции индивидуальный предприниматель М. осуществляет хранение в емкостях АЗС и реализацию различных марок бензина.

Таким образом, суд установил, что предприниматель осуществляет прием, хранение, выдачу (отпуск) и учет количества бензина, то есть пожароопасную деятельность по хранению продуктов переработки нефти в целях их дальнейшей реализации, без соответствующей лицензии.

Лицензии, наличие которой, в силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, обязательно, у индивидуального предпринимателя М. нет. Данное обстоятельство зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 30.03.2006 N 85, который в силу ст. 26.2 КоАП РФ является надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении.

Доказательств принятия мер для получения лицензии на деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов индивидуальным предпринимателем М. Арбитражному суду не представлено.

Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя М. имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Поскольку факт совершения индивидуальным предпринимателем М. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, имел место, подтвержден материалами дела, Арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя М. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в размере нижнего предела административного штрафа - в сумме 4000 руб. (40 МРОТ).

Руководствуясь ст. 2.1, 2.4, ч. 2 ст. 14.1, ст. 28.4, 29.10 КоАП РФ, ст. 167, 170 - 176, 206 АПК РФ Арбитражный суд

решил: На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в десятидневный срок со дня его принятия.