Судебная практика

Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Постановлений Территориальной избирательной комиссии Рязанского района от 3 марта 2009 года N 22, от 4 марта 2009 года N 25. Определение от 15 июля 2009 года № 33-1197. Рязанская область.

Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Б.А.Н. по доверенности Б.Е.И. на решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 1 июня 2009 года, которым постановлено.

Б.А.Н. отказать в удовлетворении его заявления о признании незаконными и подлежащими отмене постановлений Территориальной избирательной комиссии Рязанского района N 22 от 3 марта 2009 года “О повторном подсчете голосов избирательных участков N 428, N 429, N 431 на выборах глав, депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения и Дополнительных выборах в Рязанскую районную Думу 4 созыва“ в части повторного подсчета голосов по избирательному участку N 429 по выборам депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения; N 25 от 4 марта 2009 года “Об определении результатов выборов на должность главы МО сельских поселений“ в части определения результатов выборов депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения по многомандатному избирательному округу N 2;

признании незаконным и подлежащим отмене протокола повторного подсчета голосов по избирательному участку N 429 по выборам депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения от 3 марта 2009 года;

обязании Территориальной избирательной комиссии Рязанского района принять постановление об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения по многомандатному избирательному округу N 2 на основании первого экземпляра протокола подсчета голосов участковой избирательной комиссии избирательного участка N 429 по выборам депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения, подписанного 1 марта 2009 года

Изучив материалы дела, заслушав объяснения Б.А.Н., его представителей Ш.А.Н., Б.Е.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Территориальной избирательной комиссии Рязанского района Б.Л.И., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора М.Т.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Б.А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановлений Территориальной избирательной комиссии N 22 от 3 марта 2009 года “О повторном подсчете голосов избирательных участков N 428, N 429, N 431 на выборах глав, депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения и Дополнительных выборах в Рязанскую району Думу 4 созыва“ в части повторного подсчета голосов по избирательному участку N 429; N 25 от 4 марта 2009 года “Об определении результатов выборов на должность главы и депутатов представительных органов местного самоуправления“; обязании ТИК Рязанского района признать избранным депутатом Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области Б.А.Н.

В обоснование заявленных требований Б.А.Н. указал, что решением Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 4 декабря 2008 года N 86 “О назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение II созыва и главы муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области“, вступившим в силу с момента его принятия, опубликованным в газете “Рязанские зори“ от 12 декабря 2008 года N 49(11649) были назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение II созыва. 21 декабря 2008 года конференцией Рязанского регионального отделения политической партии “ЛДПР“ он, Б.А.Н., был выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение по многомандатному избирательному округу N 2. Постановлением территориальной избирательной комиссии Рязанского района N 9 от 10.01.2009 он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение по многомандатному избирательному округу N 2. 1 марта 2009 года состоялись выборы. Согласно протоколу N 1 участковой избирательной комиссии избирательного участка N 429 об итогах голосования по трехмандатному избирательному округу N 2, за него проголосовало 112 избирателей, в результате чего он был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области. При подсчете избирательных бюллетеней председателями участковых избирательных комиссий избирательных участков N 428, 429, 431 были направлены заявления в территориальную избирательную комиссию Рязанского района по факту того, что “в квадратах бюллетеней, в которых ставится знак за того или иного кандидата, в квадратах напротив кандидата С.С.И. поставлены необычные значки: отдельные цифры, сочетания цифр, “елочки“, геометрические фигуры, “снежинки“, знаки марок автомобилей“. Такие же знаки были поставлены в квадратах избирательных бюллетеней напротив его фамилии. После чего Территориальная избирательная комиссия Рязанского района 3 марта 2009 года приняла Постановление N 22 “О повторном подсчете голосов избирательных участков N 428, N 429, N 431 на выборах глав, депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения и Дополнительных выборах в Рязанскую районную Думу 4 созыва“.

В результате повторного подсчета голосов и признания недействительными избирательных бюллетеней, содержащих необычные знаки, он набрал 38 голосов, занял пятое место и не был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, что подтверждается принятым 4 марта 2009 года Постановлением Территориальной избирательной комиссии Рязанского района N 25 “Об определении результатов выборов на должность главы и депутатов представительных органов местного самоуправления “.

Заявитель считает данные постановления Территориальной избирательной комиссии незаконными, противоречащими законодательству. Согласно п. 7 ст. 64 ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, ч. 7 ст. 54 Закона Рязанской области от 13 декабря 2006 года N 161-ОЗ “О выборах в органы местного самоуправления Рязанской области“ голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или муниципальному списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор. Территориальная комиссия Рязанского района не имела оснований для проведения повторного подсчета голосов, так как в случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателей такие бюллетени складываются в отдельную пачку участковой избирательной комиссией, которая решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его недействительным, что подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью избирательной комиссии.

В судебном заседании представитель Б.А.Н. - Б.Е.И. уточнил требования заявителя и просил:

признать незаконными и подлежащими отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Рязанского района N 22 от 3 марта 2009 года “О повторном подсчете голосов избирательных участков N 428, N 429, N 431 на выборах глав, депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения и Дополнительных выборах в Рязанскую районную Думу 4 созыва“ в части повторного подсчета голосов по избирательному участку N 429 по выборам депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения; N 25 от 4 марта 2009 года “Об определении результатов выборов на должность главы и депутатов представительных органов местного самоуправления“ в части определения результатов выборов депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения по многомандатному избирательному округу N 2;

признать незаконным и подлежащим отмене протокол повторного подсчета голосов по избирательному участку N 429 по выборам депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения; обязать Территориальную избирательную комиссию Рязанского района принять постановление об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения по многомандатному избирательному округу N 2 на основании первого экземпляра протокола подсчета голосов участковой избирательной комиссии избирательного участка N 429 по выборам депутатов Совета депутатов Мурминского сельского поселения, подписанного 1 марта 2009 года.

Суд в удовлетворении заявления отказал, постановив указанное решение.

В кассационной жалобе представитель Б.А.Н. Б.Е.И. просит решение отменить, ссылаясь на то, что территориальная избирательная комиссия была не вправе принимать решение о повторном подсчете голосов. Кроме того, указывает, что действующее законодательство не содержит норм, унифицирующих проставляемые избирателями в избирательных бюллетенях знаки, а напротив, говорит о том, что голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.



При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями п. 9 ст. 69 ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, в силу которых при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 ст. 30 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: “Повторный подсчет голосов“. Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, 1 марта 2009 года состоялись выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение II созыва и главы муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области. Согласно протоколу N 1 участковой избирательной комиссии избирательного участка N 429 об итогах голосования по трехмандатному избирательному округу N 2 за Б.А.Н., зарегистрированного кандидатом в депутаты Совета депутатов МО - Мурминское сельское поселение по данному округу проголосовало 112 избирателей; он занял второе место и был избран депутатом. При подсчете избирательных бюллетеней председателями участковых избирательных комиссий избирательных участков N 428, 429, 431 были выявлены факты проставления в части избирательных бюллетеней знаков, позволяющих идентифицировать избирателя (группу избирателей), что вызвало сомнение в действительном волеизъявлении граждан, нарушении конституционного принципа равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В связи с возникшими у территориальной избирательной комиссии сомнениями в правильности подсчета голосов и соответственно составлении протоколов, поступивших от участковых избирательных комиссий N 428, 429, 431, ею было принято решение о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов на указанных избирательных участках. В результате проведенного повторного подсчета голосов бюллетени, содержащие символы, были признаны недействительными. Б.А.Н. набрал 38 голосов, занял пятое место и не был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области

Отказывая Б.А.Н. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что после составления протокола об итогах голосования и сводных таблицах об итогах голосования, в том числе повторных, участковая избирательная комиссия не вправе изменять итоги голосования. Территориальная избирательная комиссия Рязанского района является вышестоящей по отношению к участковым избирательным комиссиям участка N 428, 429, 431 и при возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковых избирательных комиссий была правомочна принять решение о проведении самостоятельного повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке. Поскольку повторный подсчет голосов аналогичен первичному подсчету голосов, в процессе повторного подсчета голосов избирателей возможно признание бюллетеней недействительными, как участковой избирательной комиссией, так и территориальной. Территориальная избирательная комиссия при повторном подсчете голосов обязана руководствоваться нормами, регламентирующими первичный подсчет, в том числе и признавать избирательные бюллетени недействительными по причине возникновения сомнений в определении волеизъявления сомнений в определении волеизъявления избирателей. При голосовании на выборах главы и депутатов представительного органа местного самоуправления Мурминского сельского поселения в часть избирательных бюллетеней, признанных впоследствии недействительными, заносились отметки, несущие дополнительную информацию и позволяющие идентифицировать избирателя (группу избирателей), чем были нарушены основополагающие принципы проведения выборов: равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; недопустимость воздействия на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению; соблюдение тайны голосования, исключающей возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Суд пришел к выводу о том, что порядок проведения повторного подсчета голосов и признания бюллетеней недействительными Территориальной избирательной комиссией не нарушены.

Эти выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.

Довод кассатора о необоснованном применении судом Научно-практического комментария к законодательству о выборах, не является основанием к отмене постановленного решения.

Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения не имеется. Судом проверены обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела. Анализируя исследованные по этим обстоятельствам доказательства в их совокупности, суд оценил их в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 67 ГПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 1 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Б.А.Н. - Б.Е.И. - без удовлетворения.