Судебная практика

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. По делу. Рязанская область.

(Извлечение)

ООО “Фирма Факт-Н“ г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к субъекту РФ - Рязанская область в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани; Финансово-казначейского управления Рязанской области, МП “КВЦ“, Правительства Рязанской области, о взыскании 923829 руб. 22 коп.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2005 производство по делу было приостановлено в связи с назначением экспертизы.

В связи с неоплатой расходов по проведению экспертизы производство по делу определением Арбитражного суда Рязанской области от 09.11.2005 возобновлено.

Истец уменьшил исковые требования и просит
взыскать убытки в размере 769197 руб. 68 коп., пояснив, что невозмещение убытков в виде недополученных доходов за период с 01.07.2003 по 31.12.2004, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по очистке и содержанию жилья во исполнение ФЗ “О ветеранах“, послужило основанием для предъявления исковых требований.

Ответчик по иску возражает, ссылаясь на то, что истцом документально не подтверждены фактически понесенные расходы, при этом пояснил, что с 01.01.2003 Финансово-казначейское управление Рязанской области направляло средства управлению социальной защиты населения Рязанской области. Направление средств осуществлялось в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете. Управлением социальной защиты полученные средства в полном объеме распределены между отделами социальной защиты населения муниципальных образований в зависимости от численности граждан, имеющих право на льготы.

ФКУ Рязанской области поддерживает возражения ответчика.

Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель МП “Кустовой вычислительный центр“ подтвердил наличие задолженности бюджета Рязанской области перед истцом. Также пояснил, что с истцом заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета.

Правительство Рязанской области в судебное заседание не явилось, отзыв на иск не представило.

В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено с отсутствие Правительства Рязанской области и МУП “КВЦ“, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Между администрацией г. Рязани (сторона 1) и ООО “Фирма Факт-Н“ (сторона 2) 01.07.2003 заключен договор N 12/16-28, по условиям которого сторона 1 поручает, а сторона 2 принимает на себя обязательства на оказание населению услуг
по предоставлению в пользование жилых помещений в жилых домах согласно списку. Срок действия договора - с 01.07.2003 по 31.12.2003.

29.12.2003 между МКП “Управляющая жилищная компания“ (заказчик) и ООО “Фирма Факт-Н“ (подрядчик) заключен договор N 14п, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, указанного в приложении N 1. Срок действия договора - с 01.01.2004 по 31.12.2004.

На основании указанных договоров ООО “Фирма Факт-Н“ в период с 01.07.2003 по 31.12.2004 осуществляло эксплуатацию, содержание, техническое обслуживание жилого фонда, указанного в приложении N 1 к договорам.

Между ООО “Фирма Факт-Н“ (организация) и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани (городское управление) были заключены договора N 97 от 05.08.2003 и N 22 от 30.01.2004 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготы по ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.1995 и ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995, сроком действия с 01.07.2003 по 31.12.2003 и с 01.01.2004 по 31.12.2004 соответственно.

Согласно п. 2.1.1 договора на возмещение расходов Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани обязалось перечислять истцу денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О ветеранах“, в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из управления социальной защиты населения администрации Рязанской области.

В соответствии с условиями договора на возмещение расходов возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот категориям граждан, имеющим право на льготы в соответствии с вышеуказанным законом, производится Управлением социальной защиты населения администрации Рязанской области путем перечисления денежных средств, платежным поручением через банковские учреждения на
расчетный счет Городского управления (Управления социальной защиты населения г. Рязани). Городское управление перечисляет на расчетный счет организации сумму средств, рассчитанную с учетом коэффициента распределения, в зависимости от поступивших из Управления социальной защиты населения Рязанской области денежных средств. Счет выписывается организацией на основании документов о фактически предоставленных льготах на оплату услуг.

В соответствии с подпунктом “а“ подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ расходы на льготную оплату жилья возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Следовательно, реализация данного вида льгот на территории Рязанской области должна осуществляться органами государственной власти Рязанской области за счет средств областного бюджета, на местные бюджеты такие расходы не возлагаются. Полномочия Рязанской области по реализации Федерального закона “О ветеранах“ могут быть переданы органам местного самоуправления при соблюдении установленных действующим законодательством процедур.

В силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Согласно п. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете соответствующего уровня. На основании п. 2 этой же статьи увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате реализации решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

Абзацем 11 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из бюджетов субъектов РФ
финансируются расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.

Отношения между субъектом и муниципальным образованием оформлены Соглашениями о сотрудничестве по возмещению расходов при реализации ФЗ “О защите инвалидов в РФ“ и “О ветеранах“.

Согласно закону Рязанской области “Об областном бюджете на 2003 год“ и “Об областном бюджете на 2004 год“ расходы на реализацию льгот, установленных ФЗ “О ветеранах“, определены в сумме 319434 тыс. руб. и 377183,70 тыс. руб. соответственно.

Все денежные средства, поступившие из органов социальной защиты субъекта, были распределены, однако из-за недостаточности финансирования возмещение истцу понесенных убытков осуществлено не в полном объеме.

Расходы на компенсацию коммерческой организации затрат, связанных с предоставлением предусмотренных федеральным законом льгот, являются особой формой расходов бюджета Рязанской области.

Отсутствие в бюджете Рязанской области необходимых денежных средств для предоставления населению г. Рязани льгот по оплате жилья не является основанием для освобождения от обязанности по компенсации затрат предприятия, связанных с оплатой жилья.

Доводы ФКУ Рязанской области о возможности взыскания с бюджета денежных средств только в случае, если эти средства были заложены в качестве бюджетных обязательств субъекта РФ, но не исполнены им по какой-либо причине, и обязанность субъекта РФ по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм - что Рязанская область выполнила в полном объеме, суд считает несостоятельными, поскольку недостаточность средств в бюджете субъекта РФ, не снимает ответственности с ответчика по возмещению убытков за счет средств бюджета субъекта РФ. Обязанность по возмещению этих расходов возложена на ответчика Федеральным законом “О ветеранах“, и каких-либо исключений Закон не предусматривает.

В случаях, когда законы о предоставлении льгот не обеспечиваются бюджетными средствами, у
лиц, исполнивших данные законы, возникают убытки по причине незаконных действий (бездействия) государственных органов, не предусмотревших в бюджете денежные средства, необходимые для обеспечения законов.

В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Постановлением Правительства Рязанской области от 30.11.2004 N 154 на Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области возложены полномочия по представлению в Арбитражных судах Российской Федерации интересов казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг. в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Финансово-казначейскому управлению Рязанской области, вышепоименованным постановлением, начиная с 01.01.2005 и до исполнения решений судов по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг., предписано предусматривать дополнительные денежные средства на исполнение решений судов по указанным
в постановлении искам и направлять их Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области за счет ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете Рязанской области в порядке, установленном Правительством Рязанской области.

Следовательно, по искам о возмещении расходов связанных с предоставлением льгот в 2003 - 2004 гг. Управление защиты населения Рязанской области является надлежащим ответчиком.

Сумма невозмещенных ООО “Фирма Факт-Н“ расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ за период с 01.07.2003 по 31.12.2004 составляет 769197 руб. 68 коп. Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела документами, в том числе: списками граждан, имеющих права на льготы; справками о суммах фактически предоставленных льгот и ведомостями выпадающих доходов, оборотно-сальдовыми ведомостями по каждому лицевому счету, бухгалтерским балансом предприятия, статистическим отчетом.

Третьим лицом - МП “КВЦ“, осуществляющим учет платежей и сбор средств от населения, в судебном заседании также подтверждена обоснованность требований в заявленной сумме.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчики не представили в суд контррасчет по предоставленным истцом льготам и документальных возражений в отношении спорной суммы, в связи с данным обстоятельством доводы ответчика о неподтвержденности суммы заявленных требований судом расцениваются как необоснованные, поскольку в материалы дела представлена достаточная первичная документация от истца, а также из МП КВЦ, которая является специализированной организацией, выполняющей автоматизированный расчет начислений по видам льгот, которая позволяет произвести необходимые расчеты.

Исходя из изложенного, требования о взыскания с казны субъекта Российской Федерации - Рязанская область в лице уполномоченных органов (с учетом Постановления Правительства Рязанской
области от 30.11.2004 N 154) из средств бюджета Рязанской области являются правомерными и подлежат удовлетворению в заявленной сумме.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика, однако взысканию не подлежат, поскольку ответчик освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.