Судебная практика

О признании недействующим постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии РС(Я) от 25.06.2007 N 159-т/48 “Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными филиалов ГУП “ЖКХ РС(Я)“, на 2008 год. По делу . Республика Саха.

Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2008 г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Эверстовой *.*. , судей Григорьевой *.*. и Устиновой *.*. , при ведении протокола судебного заседания судьей Эверстовой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия “Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)“

к Государственному комитету по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) о признании недействующим постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС(Я) (далее - ГКЦ-РЭК РС(Я)) от 25 июня 2007 г. N 159-т/48 “Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными филиалов ГУП “ЖКХ РС(Я)“, на 2008 год“

при участии представителей:

от заявителя - Сивцева *.*. - доверенность, Смирникова *.*. - доверенность,

от ответчика - Савина *.*. - доверенность, Аганина *.*. - доверенность,

установил:

Государственное унитарное предприятие “Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)“ (далее - ГУП “ЖКХ РС(Я)“) обратилось в Арбитражный суд РС(Я) с заявлением о признании постановления Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС(Я) (далее - ГКЦ-РЭК РС(Я)) от 25 июня 2007 г. N 159-т/48 “Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными филиалов ГУП “ЖКХ РС(Я)“, на 2008 год“ недействительным и его отмене.

ГУП “ЖКХ РС(Я)“ просит обязать ГКЦ-РЭК РС(Я) установить до 01.12.2007 г. новый экономически обоснованный тариф на 2008 год в соответствии с расчетами представленными заявителем.



Уточнением требований ГУП “ЖКХ РС(Я)“ просит признать постановление Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС(Я) от 25 июня 2007 г. N 159-т/48 “Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными филиалов ГУП “ЖКХ РС(Я)“, на 2008 год“ недействующим.

ГКЦ-РЭК РС(Я) представил отзыв, что нарушения Регламента не было, с требованиями не согласен.

Оспариваемое постановление Правления Государственного комитета по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия РС(Я) от 25 июня 2007 г. N 159-т/48 “Об утверждении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными филиалов ГУП “ЖКХ РС(Я)“, на 2008 год“ было опубликовано в приложении газеты “Якутия“ “Якутские ведомости“ N 78 от 22.09.2007 г.

Правительством Республики Саха (Якутия) было издано постановление от 23.04.2007 г. N 160 “О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы, проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008 год и среднесрочного финансового плана на период до 2010 года“. Пунктом 14.2 данного постановления ГКЦ-РЭК РС(Я) было обязано утвердить тарифы по всем регулируемым видам продукции (услуг) на 2008 год в срок до 15.06.2007 года.

В связи с переносом сроков внесения проекта закона о Государственном бюджете на 2008 год в Государственное собрание (Ил Тумэн) согласно приказа Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии РС(Я) от 6.04.2007 г. N 19 “О сроках представления материалов на регулирование тарифов на 2008 год“ сроки представления материалов на регулирование для всех организаций, в том числе и для ГУП “ЖКХ РС(Я)“ установлен иной срок представления документов до 10.04.2007 г., для ГУП ЖКХ РС(Я) определен окончательный срок до 15.05.2007 г.

О новых сроках представления материалов ГУП “ЖКХ РС(Я)“ был извещен письмом ГКЦ-РЭК от 07.03.2007 г. N 02-420 без подписи в электронной версии.

К указанному в приказе сроку материалов по установлению тарифов на 2008 год от ГУП “ЖКХ РС(Я)“ не поступило, в связи с чем ГКЦ-РЭК РС(Я) произвел расчет тарифов на 2008 год согласно пункту 3.9 Регламента с применением метода экономически обоснованных затрат и направил в ГУП “ЖКХ РС(Я)“ письмом от 08.05.2007 г. N 05-985.

Составленные ГУП “ЖКХ РС(Я)“ расчеты ГКЦ-РЭК не принял, как не соответствующие постановлению ГКЦ-РЭК N 10 от 28.02.2007 г. Указанное постановление N 10 не носит обязательный характер, опубликовано и зарегистрировано в установленном порядке не было.

Сопроводительным письмом от 17.05.2007 г. исх. 1815/5-54 ГУП “ЖКХ РС(Я)“ направил почтовой связью в ГКЦ-РЭК РС(Я) материалы для регулирования тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельными филиалов ГУП ЖКХ РС(Я)“ на 2008 год.

23.05.2007 г. от ГУП ЖКХ РС(Я) в ГКЦ-РЭК поступили разногласия.



20.06.2007 г. направил в ГУП “ЖКХ РС(Я)“ письмом расчет тарифа на тепловую энергию с пояснительной запиской по расчету по каждой статье затрат с уведомлением о дате и времени проведения заседания Правления ГКЦ-РЭК РС(Я).

25.06.2007 г. от ГУП “ЖКХ РС(Я)“ в ГКЦ-РЭК РС(Я) поступили разногласия и тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую котельными заявителя на 2008 г. были утверждены постановлением Правления ГКЦ-РЭК РС(Я) 25.06.2007 г. N 159-т/48.

Оспариваемое постановление направлено в адрес ГУП “ЖКХ РС(Я)“ 7.09.2007 г. за исходящим N 05-1911 ГКЦ-РЭК РС(Я).

В уточнении к заявлению от 30.10.2007 г. ГУП “ЖКХ РС(Я)“ указано о нарушении, по его мнению, права на возмещение затрат в связи с несоблюдением порядка расчетов за тепловую энергию.

Полагая нарушенным право ГУП “ЖКХ РС(Я)“, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Дело рассматривается в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 194 Арбитражного кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ установление тарифов на тепловую энергию относится к полномочиям региональных энергетических комиссий.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РС(Я) от 17.11.2002 г. N 587, ГКЦ-РЭК РС(Я) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен и тарифов, в том числе и на тепловую энергию.

Регулирование тарифов на тепловую энергию предусмотрено ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“.

Основы ценообразования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.02.2004 г. N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ“, разработаны в соответствии с Федеральным законом “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и “Об электроэнергетике“, определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги (далее - Основы).

Правила государственного регулирования тарифов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.02.2004 г. N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ“, разработаны во исполнение статьи 5 ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию“, определяют основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, предусмотренный Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ (далее - Правила).

Регламент рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), утвержденный постановлением ГКЦ-РЭК РС(Я) от 28.02.2007 г. N 8 и принятый в соответствии с ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию“ и постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, определяет процедуру рассмотрения дел, связанных с установлением цен (тарифов) и порядок взаимодействия структурных подразделений ГКЦ-РЭК РС(Я) при осуществлении государственного регулирования.

Пунктом 2.1 Регламента рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) установлено, что субъекты регулирования представляют материалы в ГКЦ-РЭК РС(Я) в срок до 1 июля, если иное не предусмотрено Регламентом и приказом Председателя ГКЦ-РЭК РС(Я).

Однако изменение сроков для данного случая Регламентом не предусмотрено, т.е. Приказ ГКЦ-РЭК РС(Я) от 06.04.2007 г. не соответствует положениям Регламента рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), утвержденного постановлением ГКЦ-РЭК РС(Я) от 28.02.2007 г. N 8, и указанным выше Правилам.

Исходя из пункта 2.1 Регламента изменение сроков на основании только Приказа, вынесенного ГКЦ-РЭК РС(Я) не предусмотрено.

ГУП “ЖКХ РС(Я)“ в своем заявлении требования обосновывает тем, что регулирующим органом при установлении тарифов на 2008 год не соблюден порядок, нарушены п. п. 7, 13, 14, 22, 23 указанных выше Правил.

Согласно указанным пунктам указанных выше Правил установление тарифов производится регулирующим органом путем открытия и рассмотрения дела. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган соответствующие материалы, обосновывающие необходимость установления для них тарифа на тепловую энергию. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и их предельных уровней. Решение об установлении принимается на заседании регулирующего органа и направляется предприятию в установленный срок.

В отзыве ГКЦ-РЭК поясняет, что произвел рассмотрение дел об установлении тарифов с отклонениями от принятого Регламента без соблюдения формальностей - открытия дела, назначения уполномоченного лица и т.д.

Данное мнение о формальном характере является ошибочным и подтверждает факт нарушения ГКЦ-РЭК РС(Я) порядка принятия решения об установлении тарифа. Нарушение пункта 23 указанных выше Правил ГКЦ-РЭК РС(Я) не опровергается.

Нарушение процедуры регулирования тарифов свидетельствует о том, что на заседании правления ГКЦ-РЭК РС(Я) принято решение об установлении тарифа на тепловую энергию в нарушение установленных статьей 4 ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“ принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, что является достаточным основанием для признания оспариваемого постановления не соответствующим статьям 4 и 5 ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“ и указанным выше Правилам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания возложена на орган, который принял оспариваемый акт. Во исполнение данной нормы ГКЦ-РЭК РС(Я) не доказано то, что установленные тарифы на тепловую энергию являются экономически обоснованными.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ тарифы на тепловую энергию должны быть экономически обоснованными.

Заявитель указывает на то, что при установлении тарифов на 2008 год регулирующим органом не были учтены расходы заявителя по статьям затрат: “Затрат по котельным не включенные в тариф 2008 г.“, “Топливная составляющая по углю, сырой нефти, (сырье (топливо) в ценах поставщика, затраты по доставке, хранение и переработка)“, “Электроэнергия на технологические нужды“, “ФОТ с отчислениями“, “Оплата проезда в отпуск“, “Ремонтный фонд (капитальный ремонт)“, “Охрана труда и ТБ“, “Подготовка кадров“, “Оплата процентов за кредит“, “Выплаты социального характера“, “Услуги банка“, по Усть-Алданскому филиалу по статье “Внутриулусный транспорт“ Джебарики-Хаинский уголь в тарифе “Наслега с жилфондом“, “Содержание филиала Коммунтеплосбыт“, “Недополученный по независящим причинам доход“, что в общей сумме составляет 1 294 677,3 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 16 указанных выше Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников или может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями.

Доказательств соблюдения данного пункта Правил ГКЦ-РЭК РС(Я) не представил. В связи с чем, данные недостатки не могут быть устранены в судебном порядке путем проверки 38 расчетов, приложенных к оспариваемому постановлению, расчетам, представленным заявителем.

В отзыве отмечено о рассмотрении заявок и разногласий ГУП “ЖКХ РС(Я)“. Также ГКЦ-РЭК РС(Я) возражая против доводов ГУП “ЖКХ РС(Я)“, в обоснование своей позиции ссылается на пункт 10 указанных выше Основ, в силу которого ГКЦ-РЭК РС(Я) будет рассматривать все разногласия по итогам деятельности предприятия за этот период.

Экспертиза предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней входит в компетенцию регулирующего органа или лиц, обладающих специальными познаниями, и связана с вопросом, касающимся экономической обоснованности тарифов.

Согласно пункту 22 указанных Правил основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе заседания правления ГКЦ-РЭК РС(Я). Постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.

Между тем, в связи с нарушением пунктов 13, 16 указанных выше Правил нельзя признать соблюденными пункты 21, 22 указанных Правил.

На основании изложенного, суд принимает решение в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Госпошлину следует отнести на Государственный комитет по ценовой политике - Региональную энергетическую комиссию РС(Я).

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии РС(Я) судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей в пользу ГУП “Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)“.

Решение вступает в силу немедленно.

На вступившее в законную силу решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца.

Председательствующий

*.*. ЭВЕРСТОВА

Судьи

*.*. ГРИГОРЬЕВА

*.*. УСТИНОВА