Судебная практика

О признании недействующим пункта 5 части 1 статьи 12 Закона РС(Я) от 31.01.2008 552-З N 1119-III “Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству“. Решение от 05 марта 2009 года. Республика Саха.

Верховный суд РС(Я) в составе председательствующего судьи Колесник *.*., с участием представителя прокуратуры РС(Я) прокурора Каминской *.*., представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Слепцовой *.*., Павловой *.*., представителей Министерства труда и социального развития РС(Я) Федоровой *.*., Винокуровой *.*., Министерства образования РС(Я) Захаровой С.С, Министерства финансов РС(Я) Макаровой *.*., Министерства здравоохранения Платоновой *.*., при секретаре Петуховой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании 5 марта 2009 г. в г. Якутске

заявление прокурора Республики Саха (Якутия) о признании п. 5 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 14 и в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без их финансового и материального обеспечения Закона
Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III “Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ противоречащими федеральному законодательству и недействующими,

установил:

Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) был принят 31.01.2008 г., и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации, Закон РС(Я) “Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ 552-3 N 1119-III.

Прокурор РС(Я) обратился в суд о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 5 ч. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 14, а также в части отсутствия перечня материальных средств, необходимых для выполнения государственных полномочий по опеке и попечительству либо порядка определения данного перечня и отсутствия методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций на осуществление полномочий по опеке в отношении совершеннолетних недееспособных либо ограниченно дееспособных, дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности, Закона РС(Я) “Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III.

В обоснование заявленных требований, прокурор указал, что Законом РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III,
исходя из преамбулы, органам местного самоуправления переданы все предусмотренные ст. 8 ФЗ “Об опеке и попечительстве“ от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ государственные полномочия по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, а не только в отношении несовершеннолетних, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без их финансового и материального обеспечения противоречит требованиям федерального законодательства.

Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению функций регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей противоречит Порядку ведения государственного банка данных о детях, установленному постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 г. N 217.

В судебном заседании прокурор Каминская *.*., поддержала заявленные требования в полном объеме, просит признать оспариваемые положения Закона РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вынесения решения суда.

Представители Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Слепцова *.*., Павлова *.*. признали заявленные прокурором требования в части оспаривания п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III. В остальной части просят отказать в удовлетворении заявленных требований, т.к. в соответствии с ФЗ N 184-ФЗ наделение отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления является правом субъекта, а не обязанностью.

Законом РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в отношении отдельной категории граждан, наделяются уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), и только в отношении несовершеннолетних - органы местного самоуправления.

Представители Министерства труда и социального развития РС(Я) Федорова *.*., Винокурова *.*., Министерства образования РС(Я) Захарова
*.*., Министерства финансов РС(Я) Макарова *.*., Министерства здравоохранения Платонова *.*. поддержали представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), также просят отказать в удовлетворении требований прокурора, за исключением п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III, который действительно противоречит федеральному законодательству.

Заслушав пояснения представителя прокуратуры Каминской *.*., представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Слепцовой *.*., Павловой *.*., представителей Министерства труда и социального развития РС(Я) Федоровой *.*., Винокуровой *.*., Министерства образования РС(Я) Захаровой *.*., Министерства финансов РС(Я) Макаровой *.*., Министерства здравоохранения Платоновой *.*., исследовав материалы дела, прения сторон, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в части, по следующим основаниям.

Предметом правового регулирования рассматриваемого Закона являются общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением деятельности органов опеки и попечительства на территории Республики Саха (Якутия).

В соответствии с п. 1 ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, с 01.01.2008 года органами опеки и попечительства являются исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту “б“ пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Закон принят в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и в пределах полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, является необходимым и достаточным для регулирования указанных общественных отношений.

Согласно статье 1 Закона PC(Я) “Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III, полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству наделяются уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), а именно Министерство образования Республики Саха (Якутия) - в отношении несовершеннолетних, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) - в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

До 01.01.2008 г. вопросы установления опеки и попечительства были отнесены к ведению органов местного самоуправления.

Подпунктом 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) с 01.01.2008 года, отнесены организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству.

В силу закона, с 01.01.2008 г. полномочия по осуществлению опеки и попечительства переведены в разряд государственных и возложены на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, и, следовательно, государственные полномочия по опеке и попечительству над недееспособными либо ограниченно дееспособными гражданами, а также в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, Законом РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III не передаются органам местного
самоуправления.

Указанные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), кроме Министерства образования PC(Я), имеют территориальные органы в муниципальных районах и городских округах. Локальными актами уполномоченных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) исполнение полномочий по опеке и попечительству возлагаются на специалистов, работающих в муниципальных районах и городских округах.

Таким образом, субвенции, указанной категории лиц методикой расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органами местного самоуправления с муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству не предусматривается.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14.1, пункта 3 части 1 статьи 15.1, пункта 4 части 1 статьи 16.1 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, муниципального района и городского округа с 01.01.2008 года имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Данная норма права не является передачей государственных полномочий, т.к. не обязывает органы местного самоуправления совершать какие-либо действия, а лишь дает им право самостоятельно принимать решения в рамках полномочий органов местного самоуправления и городских округов за счет средств местных бюджетов.

Законом PC(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству только в отношении несовершеннолетних, в связи с тем, что субвенции из федерального бюджета представлены в области образования, согласно ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий“ от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ, что подтверждается
также методикой расчета общего объема субвенций, направляемых для реализации отдельных государственных полномочий, представленной из расчета численности детского населения.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении требований прокурора в части оспаривания ч. 4 ст. 14, а также в части отсутствия перечня материальных средств, необходимых для выполнения государственных полномочий по опеке и попечительству либо порядка определения данного перечня и отсутствия методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций на осуществление полномочий по опеке в отношении совершеннолетних недееспособных либо ограниченно дееспособных, дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности, Закона РС(Я) “Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III надлежит отказать в связи с их необоснованностью.

В части признания п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона РС(Я) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III, наделяющий органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению функций регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей заявление прокурора подлежит удовлетворению, т.к. данная норма противоречит Порядку ведения государственного банка данных о детях, установленному постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 г. N 217.

Согласно п. п. 3, 4 данного порядка, органы опеки и попечительства осуществляют первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, данные о которых передаются региональному оператору государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, который в свою очередь формирует региональный банк данных.

Следовательно, наделение органов местного
самоуправления полномочиями по опеке и попечительству, а также регионального оператора одновременно, противоречит Порядку ведения государственного банка данных о детях, установленному постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 г. N 217.

По изложенному и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора РС(Я) удовлетворить в части.

Признать противоречащей федеральному закону и недействующей п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. 552-3 N 1119-III “Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству“.

В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору отказать.

Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий

КОЛЕСНИК *.*.