Судебная практика

По делу о проверке конституционности пунктов 1.17, 1.18, 1.21, 1.22 постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 26 июня 1992 г. N 1052-XII “О порядке применения Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ на территории Республики Саха (Якутия). Постановление от 15 июля 1993 года. Республика Саха.

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего *.*. Миронова, судей *.*. Захарова, *.*. Петракова, *.*. Прокопьева, *.*. Яковлева, с участием народного депутата Республики Саха (Якутия) *.*. Позднякова, обратившегося в Конституционный суд с ходатайством, *.*. Антонова - представителя Верховного Совета Республики Саха (Якутия), принявшего постановление от 26.06.1992 N 1052-XII “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ на территории Республики Саха (Якутия)“, *.*. Горевой - министра юстиции Республики Саха (Якутия) на основании статей 101, 102 Конституции Республики Саха (Якутия) и статей 24, 25 закона Республики Саха (Якутия) “О порядке деятельности Конституционного суда“ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности указанных пунктов упомянутого постановления.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) *.*. Позднякова о проверке конституционности названных пунктов приведенного постановления.

Основанием к рассмотрению Конституционным судом данного дела в соответствии со статьей 101 Конституции Республики Саха (Якутия), частью 1 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) “О порядке деятельности Конституционного суда“ явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Саха (Якутия) пункты 1.17, 1.18, 1.21, 1.22 названного постановления Верховного Совета по форме.

Рассмотрев данное дело, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

Верховный Совет Республики Саха (Якутия) постановлением от 26 июня 1992 г. N 1052-XII определил порядок применения закона “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ на территории Республики Саха (Якутия)“.

Ходатайствующий считает, что пункты 1.17, 1.18, 1.21, 1.22 этого постановления не подлежат действию “из-за несоответствия их Конституции Республики Саха (Якутия) по форме“, так как в них содержатся положения, ограничивающие права трудовых коллективов, что, как полагает народный депутат *.*. Поздняков ведет к ограничению прав каждого их члена. Между тем, согласно статье 30 Конституции Республики Саха (Якутия), ограничение прав граждан может быть установлено законом, но не постановлением.

Согласно части 2 статьи 31 закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ на государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии, в имуществе которого вклад государства или местного Совета составляет более 50%, право найма (назначения, избрания) руководителя предприятия реализуется учредителем совместно с трудовым коллективом. Пункт 1.1 постановления Верховного Совета, исключив из части 2 статьи 31 закона РСФСР слова “совместно с трудовым коллективом“, установил единый для всех предприятий порядок найма (назначения, избрания) их руководителей. В данном случае постановление Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 26 июня 1992 года имеет в виду не права человека и гражданина, а в первую очередь права собственника имущества предприятия, его учредителя.

Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 года “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР“ принял общий порядок найма руководителей предприятия.

Пункт 1.18 постановления Верховного Совета изымает из статьи 32 закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ дополнительные права трудовых коллективов государственных и муниципальных предприятий, а также предприятий, в имуществе которых вклад государства или местного Совета составляет более 50%, выраженных в последних трех абзацах п. 3 и п. 4 названной статьи. Приравнивание возможностей трудовых коллективов одной категории предприятий с возможностями трудовых коллективов других хозяйствующих субъектов не противоречит общеправовому принципу равенства субъектов права.

Пункт 1.18 постановления касается вопросов принятия решения о выделении из состава предприятия структурных подразделений, создания товарищества для перехода на аренду и выкупа предприятия, определения условий контракта, статуса общего собрания (конференции) трудового коллектива и его Совета, которые могут быть фиксированы за коллективом, но не за индивидуумом.



Согласно пункту 1.21 постановления Верховного Совета, “ликвидация, реорганизация и изменение организационно-правовой формы при приватизации предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия“, т.е. для этого, как было определено пунктом 2 статьи 37 закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“, не требуется согласие трудового коллектива.

Пунктом 1.22 постановления Верховного Совета из части 1 пункта 1 статьи 38 закона РСФСР исключены слова “совместно с трудовым коллективом“. Собственник имущества предприятия или уполномоченный им орган самостоятельно образует ликвидационную комиссию.

Изъятия из закона РСФСР, установленные пунктами 1.21 и 1.22 постановления Верховного Совета, действительно распространяются на все категории предприятий. Однако отношения прав гражданина с правами трудового коллектива не всегда являются такими, что расширение прав трудового коллектива обязательно вызывает увеличение объема прав человека и гражданина. Права трудового коллектива могут и ограничивать возможности гражданина. Трудовой коллектив и работник зачастую находятся в отношениях власти и подчинения.

Международные документы, определяющие стандарты прав человека, не устанавливают, что в них входят такие положения, как участие человека в ликвидации, реорганизации и изменении организационно-правовой формы при приватизации предприятий, в формировании ликвидационной комиссии.

Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации, трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями, Закон признает трудовые коллективы в качестве особых субъектов определенных видов отношений. В то же время ни Конституция Российской Федераци Закон Республики Саха (Якутия) не закрепляют за гражданином вышеуказанные права, ибо они входят в статус коллектива.

Таким образом, п.п. 1.17, 1.18, 1.21, 1.22 постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 26 июня 1992 года N 1052-XII “О порядке применения Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“ на территории Республики Саха (Якутия)“ не содержат прямых ограничений прав человека и гражданина, которые признаны Конституцией Республики Саха (Якутия).

Ходатайствующий в обосновании своего заявления ссылается на статью 30 Конституции Республики Саха (Якутия). Статья закона гласит: “В интересах охраны государственной или общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законом“.

Положение статьи о принятии Верховным Советом закона ограничено, во-первых, перечисленными в ней условиями; во-вторых, закрепленными в Конституции правами человека и гражданина.

Рассматриваемое постановление в упомянутых пунктах регулирует не индивидуальные права, а коллективные права объединения граждан, которые отдельным лицам не могут принадлежать.

Согласно пункту 2 статьи 32 закона “О Конституционном суде Республики Саха (Якутия)“ Конституционный суд принимает решения только по предмету, затронутому в ходатайстве и лишь в отношении той части нормативного акта, которая подвергается сомнению в ходатайстве. В связи с этим Конституционный суд не входит в обсуждение вопроса о том, соответствуют ли установления п.п. 1.17, 1.18, 1.21, 1.22 постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 26 июня 1992 г. N 1052-XII законодательству.



Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 29 закона “О порядке деятельности Конституционного суда“, Конституционный суд

постановил:

Председатель Конституционного суда

Республики Саха (Якутия)

Д.МИРОНОВ

Секретарь Конституционного суда

Республики Саха (Якутия)

Н.ЗАХАРОВ