Судебная практика

По делу о проверке конституционности постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 1992 года N 152 “О передаче предприятий в коммунальную собственность Мегино-Кангаласского, Таттинского, Нюрбинского районов и г. Нерюнгри“. Постановление от 08 июня 1993 года. Республика Саха.

Конституционный суд Республики Саха (ЯКУТИЯ) и составе председательствующего *.*. Миронова, судей *.*. Петракова, *.*. Захарова, *.*. Прокопьева, *.*. Яковлева с участием стороны ходатайствующей о проверке конституционности постановления Правительства Республики Саха (Якутия) народного депутата Республики Саха (Якутия) *.*. Тумусова, и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) *.*. Тахватулина, председателя Высшего арбитражного суда Республики Саха (Якутия) *.*. Борисова, и.о. председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) *.*. Бабкина, и.о. министра юстиции Республики Саха (Якутия) *.*. Позднякова рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 1992 г. N 152 “О передаче предприятий в коммунальную собственность Мегино-Кангаласского, Таттинского, Нюрбинского районов и г. Нерюнгри“.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) *.*. Тумусова о проверке конституционности постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 1992 г. N 152 “О передаче предприятий в коммунальную собственность Мегино-Кангаласского, Таттинского, Нюрбинского районов и г. Нерюнгри“.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Саха (Якутия) постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 1992 г. N 152 по содержанию и характеру затронутых в нем вопросов, а также с точки зрения принципа разделения властей и разграничения компетенций между высшими органами государственной власти и управления республики.

Рассмотрев дело, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

До 1992 года в Республике Саха (Якутия) отсутствовала утвержденная законом государственная программа разгосударствления и приватизации.

Во исполнение Указа Президента РСФСР от 20.08.1991 N 66 “Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР“ и постановления Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 31 августа 1991 года “Об исполнении Указа Президента РСФСР от 20 августа 1991 года N 66“ и утверждении постановления Президиума Верховного Совета и Совета Министров Якутской-Саха ССР от 13.08.1991 N 555-431 Совет Министров Якутской-Саха ССР своим постановлением от 11 сентября 1991 года N 473 “О порядке перевода государственных предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории республики, в собственность Якутской-Саха ССР“ установил, что решения о передаче предприятий, организаций и учреждений в коммунальную собственность принимаются Правительством Якутской-Саха ССР.

Согласно пункта 3 постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 30 января 1992 года N 815-XII “О разграничении государственной собственности на территории Республики Саха (Якутия)“ предприятия, учреждения, организации, отнесенные к собственности Республики Саха (Якутия), могут быть переданы в коммунальную собственность на основании предложений Советов народных депутатов и местных администраций, подаваемых ими в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом и приватизации. Частью 2 пункта 3 постановления устанавливается, что окончательное решение о передаче предприятия в коммунальную собственность принимает Верховный Совет Республики Саха (Якутия) в 2-х месячный срок со дня регистрации предложений Советов народных депутатов в Госкомимуществе Республики Саха (Якутия).

Таким образом, были установлены два, по сути, альтернативных порядка передачи государственного имущества в коммунальную собственность.

Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 30 марта 1992 года N 152 Харбалахский угольный разрез передало в коммунальную собственность Таттинского района.

Указанное постановление Правительства не противоречит статье 107 Конституции ЯАССР 1978 года, Закону Якутской-Саха ССР от 14 августа 1979 года “О Совете Министров Якутской-Саха ССР“ и порядку, предусмотренному постановлением Совета Министров Якутской-Саха ССР от 11 сентября 1991 года N 473.



Верховный Совет Республики Саха (Якутия) постановлением от 14 октября 1992 года N 1153-XII “О введении в действие Государственной программы разгосударствления и приватизации в Республике Саха (Якутия) на 1993 год“ изменил пункты 2 и 3 постановления от 30 января 1992 года N 815-XII “О разграничении собственности на территории Республики Саха (Якутия)“ и установил, что передача предприятий из собственности Республики Саха (Якутия) в коммунальную собственность решается по предложению местных администраций Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом, приватизации и антимонопольной политике без вынесения на рассмотрение Верховного Совета Республики Саха (Якутия).

Данное постановление Верховного Совета Республики Саха (Якутия) соответствует Закону Якутской-Саха ССР от 2 марта 1991 года “О собственности в Якутской-Саха ССР“, статьям 5, 117, а также статье 1 “Переходных положений“ Конституции Республики Саха (Якутия).

По статье 5 Конституции Республики Саха (Якутия) земля, недра и их богатства, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, воздушное пространство, континентальный шельф на территории Республики Саха (Якутия) являются ее собственностью и неотъемлемым достоянием народа Республики Саха (Якутия) и, следовательно, как заявляет сторона, Харбалахский угольный разрез, как промышленное горнодобывающее предприятие, обеспечивающее потребности не только Таттинского района энергетическим каменным углем, должен быть в собственности Республики Саха (Якутия).

Принадлежность к государственной собственности Харбалахского месторождения каменного угля никем не оспаривается.

Согласно статье 20 закона “О собственности в Якутской-Саха ССР“, права собственника в отношении природных ресурсов осуществляется государственным органом управления, уполномоченным Верховным Советом Республики Саха (Якутия). При отсутствии специально уполномоченного на то органа эти полномочия осуществляются только высшим органом управления, которым является Правительство республики.

Статьей 2 закона Республики Саха (Якутия) “О недрах“ субъектом распоряжения республиканским фондом недр определено Правительство Республики Саха (Якутия).

Постановление Правительства от 30 марта 1992 года N 152 регулирует статус форм собственности в рамках, определяемых частью 1 статьи 3, частью 3 статьи 117 Конституции Республики Саха (Якутия).

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 31 закона Республики Саха (Якутия) “О Конституционном суде Республики Саха (Якутия)“, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

Председатель Конституционного суда



Республики Саха (Якутия)

Д.МИРОНОВ

Секретарь Конституционного суда

Республики Саха (Якутия)

Н.ЗАХАРОВ