Судебная практика

По делу о признании обыкновения правоприменительной практики не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия). Постановление от 10 января 1993 года. Республика Саха.

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего *.*. Миронова, судей *.*. Захарова, *.*. Петракова, *.*. Прокопьева, *.*. Яковлева, с участием стороны *.*. Алексеева, представителя Президента Республики Саха (Якутия) *.*. Илларионова, представителя Председателя Верховного Совета Республики Саха (Якутия) *.*. Федорова, и.о. прокурора республики *.*. Тахватулина, министра юстиции *.*. Горевой рассмотрел в открытом заседании дело о признании обыкновения правоприменительной практики не соответствующей Конституции Республики Саха (Якутия).

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании смысла статей 58, 70 Конституции Республики Саха (Якутия) при установившейся практике назначения министров, руководителей комитетов и ведомств.

Ознакомившись с материалами дела, выслушав заключение эксперта, объяснения стороны, представителей и участников заседания, Конституционный суд

установил:

Народный депутат Республики Саха (Якутия) *.*. Алексеев обратился в Конституционный суд с депутатским запросом, в котором указал, что по установившейся практике Президент назначает министров своим Указом, а затем обращается к сессии Верховного Совета за утверждением.

По мнению заявителя, согласие сессии Верховного Совета на назначение министров должно быть дано до издания Указа Президента о назначении.

В соответствии с законом “О Конституционном суде Республики Саха (Якутия)“, Конституционный суд, являясь высшим судебным органом конституционного контроля в республике, осуществляет судебную власть путем рассмотрения ходатайств, индивидуальных жалоб и запросов о проверке конституционности договора, нормативного акта, обыкновения правоприменительной практики, действия или решения должностного лица, либо обнаружения иного перехода к рассмотрению вопроса, подведомственного Конституционному суду. Конституционный суд отдельным решением квалифицировал депутатский запрос Алексеева *.*. как индивидуальную жалобу и принял ее к производству статьи 33 закона “О порядке деятельности Конституционного суда“.

В деле имеется постановление Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 1992 года N 823-XII, в котором утверждена представленная Президентом структура Кабинета Министров - Правительства Республики Саха (Якутия). В п. 2 указанного постановления дано согласие на представленный Президентом персональный состав Кабинета Министров - Правительства Республики Саха (Якутия). Там же имеются Указы Президента Республики Саха (Якутия) о назначении министров, изданные до принятия постановления Верховного Совета от 3 февраля 1992 г. N 823-XII, имеются Указы Президента об изменениях в составе Кабинета Министров - Правительства Республики Саха (Якутия).

Конституционный суд считает, что утверждение стороны об установлении правоприменительной практики и издании Указов Президента о назначении и освобождении членов Кабинета Министров, министров, руководителей комитетов и ведомств республики до вынесения постановления Верховного Совета о согласии на первоначальное назначение указанных кандидатур нашло подтверждение в судебном заседании.

Согласно части 8 статьи 58 Конституции Республики Саха (Якутия) к ведению Верховного Совета Республики Саха (Якутия) относится согласие на персональное назначение Президентом республики премьер-министра республики и членов Кабинета Министров. В части 5 статьи 70 Конституции указано, что Президент Республики Саха (Якутия) назначает и освобождает от должности министров, руководителей комитетов и ведомств республики с согласия Верховного Совета Республики Саха (Якутия).

В Конституции (Основном Законе) Якутской-Саха ССР 1978 г. со всеми изменениями и дополнениями в п. 11 ч. 3 статьи 92 было указано, что Верховный Совет дает согласие Президенту Якутской-Саха ССР на формирование Кабинета Министров Якутской-Саха ССР, на внесение в его состав изменений, на освобождение от должности членов Кабинета Министров Якутской-Саха ССР, на принятие отставки Кабинета Министров Якутской-Саха ССР. В п. 8 статьи 106.6 указывалось, что Президент Якутской-Саха ССР с согласия Верховного Совета Якутской-Саха ССР формирует Кабинет Министров Якутской-Саха ССР, вносит в его состав изменения, освобождает от должности членов Кабинета Министров Якутской-Саха ССР.



Конституционный суд считает, что в применении законодателем термина “согласие“ смысл редакции изложенных пунктов, частей и статей действующей Конституции и Конституции 1978 г. со всеми изменениями и дополнениями является идентичным.

Таким образом, обращение народного депутата Республики Саха (Якутия) о необходимости толкования положений норм Конституции и установлении единого понимания и применения порядка согласования кандидатур, лиц, назначаемых Президентом на высшие должности исполнительной власти, подлежит рассмотрению независимо от времени вступления в силу действующей Конституции Республики Саха (Якутия).

В статье 73 действующей Конституции Президенту Республики Саха (Якутия) в осуществлении своих полномочий предоставлено право издавать Указы и распоряжения. При назначении на должность министров, руководителей комитетов и ведомств республики Президентом избрана форма Указа. Указ по юридическому содержанию может иметь нормативный или индивидуальный характер. Порядок вступления в силу Указов нормативного характера может быть определен в Законе или в самом Указе. Указы индивидуального характера вступают в силу с момента принятия.

Указы Президента Республики Саха (Якутия) о назначении на должности министров, руководителей комитетов и ведомств носят индивидуальный характер и вступают в силу немедленно, предполагают начало фактического исполнения этими лицами обязанностей со дня подписания Указов. И по общепризнанной юридической практике, указанные должностные лица в полном объеме несут права и обязанности министров, руководителей комитетов и ведомств республики с момента издания Указа о назначении.

Если бы законодатель хотел, чтобы Президент самостоятельно и персонально подбирал, определял и оформлял состав членов Кабинета Министров - Правительство Республики Саха (Якутия), а Верховный Совет, оставляя за собой право последующего утверждения, подразумевал, что этим актом он выражает доверие со стороны законодательного органа и предоставляет право министрам, руководителям комитетов и ведомств в пределах своей компетенции действовать от имени Республики Саха (Якутия), то в тексте Конституции законодатель вместо термина “согласие“ употребил бы термин “утверждение“.

Следовательно, последующее оформление согласия Верховного Совета на Указы о назначении и освобождении министров, руководителей комитетов и ведомств фактически является утверждением Указов и разрешением на продолжение фактического исполнения обязанностей, возложенных Указом Президента.

По заключению лингвистической экспертизы в тексте Конституции Республики Саха (Якутия) в части 8 статьи 58 и части 5 статьи 70 слово “согласие“ должно пониматься как “разрешение“ (право на совершение чего-нибудь), утвердительный ответ.

В статье 59 Регламента работы Верховного Совета Республики Саха (Якутия) установлено, что Президент предоставляет на рассмотрение Верховного Совета кандидатуры в состав Кабинета Министров Республики Саха (Якутия). Согласно статье 60 Регламента перед вынесением на рассмотрение Верховного Совета кандидатур заместителей премьер-министра Республики Саха (Якутия), министров, председателей госкомитетов и других лиц, входящих в состав Кабинета Министров, Председатель Верховного Совета или его заместители поручают постоянным комиссиям обсуждение каждой из предложенных кандидатур.

Анализ норм Регламента подтверждает, что в Конституции Республики Саха (Якутия) законодатель предусматривал оформление согласия Верховного Совета до принятия решения о назначении членов Кабинета Министров, т.е. до издания Указов Президента Республики Саха (Якутия).

Согласно ч. 1 статьи 101 Конституции Республики Саха (Якутия) Конституционному суду предоставлено право давать толкование нормам Конституции Республики Саха (Якутия).



На основании изложенного, руководствуясь частями 3, 4 п. 1 статьи 33, п. 1 статьи 34, ч. 2 п. 1 статьи 38 закона “О порядке деятельности Конституционного суда“, Конституционный суд

постановил:

Председатель Конституционного суда

Республики Саха (Якутия)

Д.МИРОНОВ

Секретарь Конституционного суда

Республики Саха (Якутия)

Н.ЗАХАРОВ