Судебная практика

По делу о проверке конституционности пунктов 3.2., 3.3., 3.4., 3.5 постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 21 мая 1993 г. N 1505-XII “О минимальном размере оплаты труда“. Постановление от 08 октября 1993 года. Республика Саха.

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего *.*. Миронова, судей *.*. Петракова, *.*. Захарова, *.*. Прокопьева, *.*. Яковлева с участием стороны, ходатайствующей о проверке конституционности постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) - народного депутата Республики Саха (Якутия) *.*. Степанова, и.о. министра юстиции Республики Саха (Якутия) *.*. Ксенофонтова, и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) *.*. Тахватулина, и.о. председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия) *.*. Бабкина, руководствуясь статьями 100, 101, 102 Конституции Республики Саха (Якутия) и статьями 24, 25 закона Республики Саха (Якутия) “О порядке деятельности Конституционного суда“, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пунктов 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 21 мая 1993 г. N 1505-XII “О минимальном размере оплаты труда“.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного депутата *.*. Степанова, соответствующее требованиям статьи 26 закона Республики Саха (Якутия) “О порядке деятельности Конституционного суда“.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли указанные выше пункты постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) Конституции Республики Саха (Якутия) по содержанию и по форме.

Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

В нормативных актах, на которые ссылается народный депутат, из начисляемых к оплате труда сумм, северные надбавки не выделены. “Положение о Пенсионном Фонде Российской Федерации (России)“ квалифицирует денежные средства Пенсионного Фонда России как входящие в государственную собственность Российской Федерации.

Статьей II “Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации“, вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов власти республик в составе Российской Федерации, при этом в части 2 этой статьи говорится о том, что федеральные органы издают по этим вопросам Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

По смыслу соглашений “О взаимоотношениях между Правительством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по экономическим вопросам“ от 31 марта 1992 г. и “О разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)“ от 25 ноября 1992 г. средства предприятий, организаций и граждан предназначенные для социальных нужд находящиеся на территории республики, но не поступившие в соответствующие фонды, являются государственной собственностью Республики Саха (Якутия).

По расчетам Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации средства, перечисляемые в отделение Пенсионного Фонда, обеспечивают в полном объеме выплату пенсий, назначенных в соответствующем порядке в Республике Саха (Якутия) и доходную часть бюджета отделения Пенсионного Фонда.

Исходя из вышеизложенного, Конституционный суд считает, что Верховный Совет Республики Саха (Якутия), принимая постановление N 1505-XII от 21 мая 1993 г. “О минимальном размере оплаты труда“, исходил из:

права республики осуществлять собственное правовое регулирование в сфере пенсионного законодательства;



установления закона “О государственных пенсиях в РСФСР“ и “Положения О Пенсионном Фонде РФ(Р)“ о необходимости двойного подведения итогов (сальдирования) соотношения доходов и расходов Пенсионного Фонда: выплат отделением по Республике Саха (Якутия) и выплат Пенсионного Фонда Российской Федерации пенсионерам, выехавшим из Республики Саха (Якутия);

позиции соглашений “О взаимоотношениях между Правительством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по экономическим вопросам“ от 31 марта 1992 г. и “О разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия)“ от 25 ноября 1992 г. о том, что не указанные и не перечисленные в них объекты государственной собственности относятся к собственности Республики Саха (Якутия);

правила, согласно которому “гражданин, которому пенсия назначена в соответствии со статьей 14 закона, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов на новое постоянное местожительство сохраняется размер пенсий, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента;

невозможности при назначении размера пенсии гражданину учета части заработной платы, образуемой за счет начислений по северным надбавкам в виду установления в законе предельной кратности минимальной заработной платы.

Следовательно, пункт 3.2 постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия) N 1505-XII от 21 мая 1993 г. “О минимальном размере оплаты труда“ на момент издания имел правовое основание и не противоречил законодательству. Верховный Совет данным постановлением не сформировал нового источника государственной собственности помимо Соглашения от 25 ноября 1992 года и не вводил нового налога, а произвел отделение от страхового тарифа процентов, не предусмотренных пенсионным законодательством.

Статья 23 Конституции Республики Саха (Якутия) устанавливает, что “каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, рождения ребенка, полной утраты трудоспособности, безработицы, потери кормильца и в иных установленных законом случаях“. Гарантированные Конституцией Республики Саха (Якутия) права граждан названным постановлением Верховного Совета не нарушены. Оно издано в соответствии с указанной статьей Конституции Республики Саха (Якутия).

В ходатайстве содержится просьба проверить конституционность пункта 3.3 постановления, которым установлен республиканский налог за пользование централизованными кредитными ресурсами в размере 10% от суммы полученных кредитов.

Народный депутат Республики Саха (Якутия) *.*. Степанов считает, что данный нормативный акт не соответствует требованиям законов Республики Саха (Якутия) “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)“, “О налоговой, ценовой политике и бюджетной системе Республики Саха (Якутия)“, допускающих изменение налоговой системы специальным законом.

Статьей 125 Конституции Республики Саха (Якутия) установлено, что предприятия и организации, расположенные и действующие на территории республики, независимо от форм собственности и подчиненности, вносят налоги в установленном законом порядке.

Статья 130 Конституции Республики Саха (Якутия) гласит: “Верховный Совет республики вправе принимать закон, осуществление которого требует дополнительных бюджетных расходов, с одновременным установлением способа покрытия этих расходов“.



В соответствии с ч. 2 статьи 1 закона Республики Саха (Якутия) “О нормативно-правовых актах Республики Саха (Якутия)“ нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия) являются: Констит Закон) и законы Республики Саха (Якутия), постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия), указы и распоряжения Президента Республики Саха (Якутия). Таким образом, законы Республики Саха (Якутия) и постановления законодательного, представительного и контрольного органа республики поставлены не в равнозначное положение, и соответственно им дана различная юридическая сила.

Частью 1 статьи 1 Федеративного договора кредитное регулирование относится к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Из сказанного следует, что установление нового налога за счет кредитных ресурсов Центрального банка Российской Федерации не соответствуют статьям 125, 130 Конституции Республики Саха (Якутия) и статье 1 Федеративного договора.

В ходатайстве содержится просьба проверить конституционность пункта 3.4 постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия), где предусматривается изъятие в бюджет республики средств исчисляемых коммерческими банками, находящимися на территории Республики Саха (Якутия) и кредитующими предприятия и организации за счет централизованных кредитных ресурсов Центрального банка Российской Федерации в размере двух третей от допустимого размера увеличения учетной ставки.

Учетная ставка коммерческих банков - доход банка за посреднические услуги между Национальным банком и предприятиями, организациями по использованию кредитных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.

Часть 1 статьи 2 закона Якутской-Саха ССР “О собственности в Якутской-Саха ССР“ гласит: “право собственности в Якутской-Саха ССР признается и охраняется законом. Право собственности возникает путем трудового участия в хозяйственной деятельности по использованию имущества, предпринимательской деятельности, изготовления и приобретения имущества в результате коммерческой сделки, права наследования или иным способом, не противоречащим законам“.

Статья 118 Конституции Республики Саха (Якутия) гласит: “право собственности неприкосновенно. Принудительное отчуждение имущества граждан и их объединений допускается по мотивам общественной необходимости в порядке, установленном законом, с предварительным и справедливым возмещением“.

Изучение материалов дела показывает, что дополнительный налог в размере 10% от сумм централизованных кредитов, а также изъятие банковского дохода от использования централизованных кредитов в размере 2/3 учетной ставки (2% от 3%) в конечном итоге относится на себестоимость продукции и товаров, ведет к интенсивному росту цен.

Исходя из вышеизложенного, Конституционный суд считает, что пункт 3.4 постановления N 1505-XII не соответствует статьям 118, 130 Конституции Республики Саха (Якутия) и части 1 статьи 1 Федеративного договора.

В ходатайстве содержится просьба проверить конституционность пункта 3.5 постановления, где установлен налог с продаж винно-водочных изделий в размере 50% от цены продажи. Установление нового дополнительного налога (уже имеется акциз на производителя - 50%, НДС - 16,6% нормативным актом, не имеющим силу закона Республики Саха (Якутия)), как указывалось выше, должно быть признано не соответствующим статьям 125, 130 Конституции Республики Саха (Якутия).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона Республики Саха (Якутия) “О порядке деятельности Конституционного суда“, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

Председатель Конституционного суда

Республики Саха (Якутия)

Д.МИРОНОВ

Секретарь Конституционного суда

Республики Саха (Якутия)

Н.ЗАХАРОВ