Судебная практика

По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) “О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия“). Постановление от 05 марта 2001 года. Республика Саха.

Конституционный суд в составе председательствующего *.*. Миронова, судей *.*. Долгашевой, *.*. Петракова, *.*. Прокопьева, *.*. Филиппова с участием ходатайствующей стороны народного депутата Палаты Представителей Государственного Собрания *.*. Марфусаловой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положения части 5 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) “О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)“.

Поводом и основанием к рассмотрению дела явилось обращение народного депутата *.*. Марфусаловой о возникшей неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Саха (Якутия) положение оспариваемого Закона.

Заслушав сообщение судьи-докладчика *.*. Прокопьева, объяснения стороны и выступление представителя Правительства Республики Саха (Якутия) *.*. Пахомова, исследовав материалы дела, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

установил:

По мнению ходатайствующего, положение части 5 статьи 10 Закона, предусматривающее избрание председателя национального улусного Собрания из числа депутатов, основано на Конституции республики и подлежит применению вопреки мнению главы администрации Эвено-Бытантайского национального улуса, считающего его противоречащим части 2 статьи 85 Конституции Республики Саха (Якутия). Как полагает ходатайствующий, рассматриваемая норма учитывает опыт деятельности представительных органов в республике и особенности менталитета северных народов при организации местных органов власти.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона “О порядке деятельности Конституционного суда“ ходатайство является допустимым и подлежит рассмотрению в Конституционном суде.

Часть 2 статьи 85 Конституции Республики Саха (Якутия) гласит: “Депутаты улусного, городского, наслежного, сельского и поселкового Собрания, а также главы соответствующей местной администрации избираются населением территории. Выборность предполагает возможность совмещения должностей руководителя органа местной представительной и исполнительной власти“. В указанной статье Конституция определяет круг носителей местной власти республики, обладающих самостоятельным статусом и полномочиями. В то же время предусматривается и возможность совмещения должности их руководителей главой местной администрации. Совмещением должнос улуса достигается согласованное функционирование структур местной власти.

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в своем постановлении от 21 февраля 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 85 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) указал, что совмещение должностей, предусмотренное частью 2 статьи 85 Конституции Республики, имеет в виду одновременное занятие главой администрации улуса должности руководителя соответствующего представительного органа. Глава администрации улуса вправе отказаться от совмещения должностей и в этом случае председателем улусного Собрания может быть лицо, избранное депутатами из своего состава.

В части 5 статьи 10 рассматриваемого Закона содержится специальная норма о порядке формирования органа местной представительной власти национального улуса. В ней частично реализовано положение части 3 статьи 85 Конституции республики, согласно которому в местностях компактного проживания представителей малочисленных народов Севера местные органы государственной власти могут быть образованы с учетом национально-этнических особенностей в порядке, установленном законом. Предусмотренный в этой статье порядок избрания председателя национального улусного Собрания направлен на обеспечение права лиц, относящихся к малочисленным народам, участвовать в формировании и деятельности органов местной власти.

Конституционное установление части 2 статьи 85 носит общий характер и имеет прямое действие на всей территории республики. Поэтому возможность совмещения должностей допускается при формировании местных органов государственной власти и органов местного самоуправления независимо от статуса административно - территориального образования.

Избрание председателя национального улусного Собрания из числа депутатов закрепляется как один из возможных вариантов законодательной регламентации порядка формирования этого органа. Данная норма не отменяет положение части 2 статьи 85 Конституции республики о возможности совмещения должностей руководителя исполнительной и представительной власти в улусе. Норма Конституции республики обладает верховенством в отношении нормы Закона.



Поэтому положение части 5 статьи 10 Закона об избрании председателя национального улусного Собрания соответствует Конституции республики постольку, поскольку не реализована норма более общего характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 10, 11, 13, 31 Закона “О порядке деятельности Конституционного суда“, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

Председатель Конституционного суда

Республики Саха (Якутия)

*.*. МИРОНОВ

Судья - секретарь

Конституционного суда

Республики Саха (Якутия)

*.*. ФИЛИППОВ