Судебная практика

Суд удовлетворил требования истца о признании сделки приватизации ничтожной, так как приватизация портовых гидротехнических сооружений и объектов, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Причем данная норма распространяется на все портовые гидротехнические сооружения и объекты вне зависимости от специфики деятельности предприятий, на балансе которых находились данные объекты.. По делу . Российская Федерация.

Комитет администрации Сахалинской области по управлению государственным имуществом обратился в Арбитражный суд Сахалинской области к открытому акционерному обществу “Северо - Сахалинский комплексный леспромхоз“ (далее - ОАО “Северо - Сахалинский КЛПХ“) и к Фонду имущества Сахалинской области о признании сделки приватизации на основании статей 166, 168 недействительной в части включения в уставный капитал АООТ “Северо - Сахалинский КЛПХ“ гидротехнического сооружения морского ряжевого пирса в поселке Танги Александровского района Сахалинской области и о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке статьи 167 ГК РФ, о возврате указанного имущества в государственную собственность Российской Федерации.

К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью научно - производственная компания “Агнево“ (далее - ООО НПК “Агнево“).

Решением от 27.11.2000 иск Комитета администрации Сахалинской области удовлетворен. Арбитражный суд признал сделку приватизации в части включения морского ряжевого пирса в поселке Танги в план приватизации на основании статей 166, 168 ГК РФ недействительной (ничтожной) сделкой, не соответствующей требованиям закона.

При этом Арбитражный суд обязал ОАО “Северо - Сахалинский КЛПХ“ возвратить комитету администрации Сахалинской области по управлению государственным имуществом морской ряжевой пирс в поселке Танги Александровского района Сахалинской области.

Отказ Комитета от иска к Фонду имущества Сахалинской области Арбитражным судом принят и производство по делу в этой части иска в соответствии с пунктом 6 ст. 85 АПК РФ прекращено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ОАО “Северо - Сахалинский КЛПХ“ предлагает решение отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что ряжевый пирс, указанный в Приложении к плану приватизации под N 705 (стр. 31), относится к лесопункту, как неотъемлемое звено в технологическом процессе заготовки, разделки и реализации древесины и никакого отношения к портпункту не имеет.

Считает ссылку суда на распоряжение Госимущества России N 700-р от 04.11.1992 несостоятельной, поскольку лесопункт Танги не является морским портом и как таковой нигде не зарегистрирован. Поэтому не может подпадать под перечень портовых объектов, приватизация которых запрещена.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет администрации Сахалинской области считает, что решение от 27.11.2000 является законным и обоснованным. Пояснив при этом, что в соответствии с действующим законодательством рабочая комиссия не имела права включать в план приватизации объект гидротехнического сооружения - Морской ряжевый пирс, расположенный в поселке Танги.

Представители сторон в судебном заседании кассационной инстанции не участвовали.



Проверив законность решения от 27.11.2000, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно принято с правильным применением норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, Сахалинский областной комитет по управлению государственным имуществом в соответствии с разделом 3 Указа Президента РФ “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений, государственных предприятий в акционерные общества от 01.07.1992 N 721 принял решение от 23.12.1992 о приватизации Северо - Сахалинского комплексного леспромхоза путем создания акционерного общества открытого типа.

В этой связи на предприятии леспромхоза была создана рабочая комиссия, которая подготовила план приватизации, акты оценки имущества, Устав акционерного общества.

В приложении N 1 к плану приватизации под N 705 в разделе “Лесопункт Танги“ рабочей комиссией включен морской пирс ряжевый, который приватизировал в 1993 году Северо - Сахалинский леспромхоз в виде включения данного имущества в уставный капитал АООТ “Северо - Сахалинский КЛПХ“.

Комитет администрации Сахалинской области, считая, что сделка приватизации гидротехнического сооружения морского ряжевого пирса в п. Танги Александровского района Сахалинской области совершена в нарушение действующего законодательства Российской Федерации и является ничтожной, обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные Комитетом требования, суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 5 распоряжения госкомимущества РФ от 04.11.1992 N 700-р портовые сооружения и причалы не должны включаться в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ.

Согласно п. 2.1.14. государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, приватизация портовых гидротехнических сооружений и объектов, находящихся в федеральной собственности, была запрещена. Причем в соответствии с разъяснением Госкомимущества РФ от 16.07.1999 N ГГ-2/8115 (л. д. 30) указанная норма распространяется на все портовые гидротехнические сооружения и объекты вне зависимости от специфики деятельности предприятий, на балансе которых находились данные объекты.

Таким образом, установив, что сделка приватизации между АООТ “Северо - Сахалинский КЛПХ“ и Сахалинским областным комитетом по управлению государственным имуществом в части включения морского ряжевого пирса в поселке Танги в план приватизации противоречит вышеперечисленному законодательству РФ, Арбитражный суд, правильно применив положения статей 166, 167, 168 ГК РФ и ст. 9 ФЗ “О введении в действие части первой ГК РФ“, пришел к обоснованному выводу о признании сделки приватизации ничтожной и об удовлетворении требований истца в полном объеме.

Доводы ответчика о том, что морской ряжевый пирс лесопункта Танги Северо - Сахалинского комплексного леспромхоза не может подпадать под перечень портовых объектов, приватизация которых запрещена, опровергаются материалами, имеющимися в деле, поэтому во внимание судом кассационной инстанции не принимаются.



Его же доводы о приватизации ряжевого пирса как неотъемлемого звена лесопункта, который участвует в технологическом процессе заготовки, разделки и реализации древесины и не имеет отношения к портпункту, решающего значения по делу не имеют, исходя из разъяснений Госкомимущества от 16.07.1999 N ГГ-2/8115.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что решение соответствует обстоятельствам дела и закону, поэтому его следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Госпошлина по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей подлежит взысканию с заявителя жалобы в доход федерального бюджета, так как при ее подаче ОАО “Северо - Сахалинский КЛПХ“ предоставлялась отсрочка от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 95, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:

Решение от 27.11.2000 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2881/2000-С9 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ОАО “Северо - Сахалинский КЛПХ“ в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.

Выдать исполнительный лист.