Судебная практика

Взыскание алиментов при отмене усыновления является не мерой ответственности, а средством защиты интересов несовершеннолетнего ребенка.. Определение от 21 июня 2007 года № 33-1625. Воронежская область.

(извлечение)

*.*. В. обратился в суд с иском *.*. А. об отмене усыновления, ссылаясь на то, что в начале января 2006 года по неустановленной причине тайна усыновления была нарушена, несовершеннолетний *.*. А. узнал, что его родным отцом является *.*. Д., с которым часто происходят встречи и общение. С указанного времени несовершеннолетний *.*. А. состоит в конфликте с ним, усыновителем, вышел из-под его воспитательного контроля, конфликтует с его женой, родителями, совершает неоднократные противоправные действия в отношении его имущества, а также в отношении имущества его родителей. Полагает, что дальнейшее принудительное удержание ребенка в неродной, по его мнению, ему семье отрицательно влияет на психику
ребенка. Просил сохранить за ребенком присвоенные ему фамилию, имя и отчество, передать ребенка на попечение его отцу *.*. Д.

Решением Павловского районного суда Воронежской области от 4 мая 2007 года ребенок передан органам опеки и попечительства, в остальной части исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе *.*. В. просит решение суда в части отмены усыновления и сохранения за *.*. А. присвоенных ему фамилии, имени и отчества оставить без изменения, в остальной части решение отменить, направив дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно требованиям статьи 143 Семейного кодекса РФ при отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка. При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства. Суд также разрешает вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество и фамилия. Изменение имени, отчества или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия. Суд исходя из интересов ребенка вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в размере, установленном статьями 81 и 83 настоящего Кодекса.

Как видно из кассационной жалобы сторонами не оспаривается решение в части отмены усыновления и сохранении за несовершеннолетним *.*. А. присвоенных ему в связи с его усыновлением имени, отчество и фамилия.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в Постановлении от
25 октября 1996 года N 9 “О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов“ при взыскании алиментов в твердой денежной сумме судам необходимо учитывать, что размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей с родителей (ст. 83 СК РФ), а также с бывших усыновителей при отмене усыновления (п. 4 ст. 143 СК РФ), должен быть определен исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Размер твердой денежной суммы алиментов, взыскиваемых в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 85, п. 3 ст. 87, ст. ст. 89, 90, 93 - 97 СК РФ, устанавливается судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон (ст. 91, п. 2 ст. 98 СК РФ).

При определении материального положения сторон по делам данной категории суд учитывает все источники, образующие их доход.

В указанных выше случаях размер алиментов устанавливается в сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда, и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, о чем должно быть указано в резолютивной части решения (ст. 117 СК РФ).

Указанные требования закона при решении вопроса о взыскании алиментов судом были выполнены. При этом суд руководствовался интересами несовершеннолетнего *.*. А. и необходимостью обеспечить содержание ребенка в будущем. В данном случае взыскание алиментов при отмене усыновления является не мерой ответственности усыновителя, а средством защиты интересов несовершеннолетнего ребенка.

Из материалов дела видно, что *.*. А. не желает проживать в семье своего кровного отца *.*.
Д. Сам *.*. Д. также возражает против этого. Судебная коллегия полагает, что судом несовершеннолетний *.*. А. обоснованно передан органу опеки и попечительства, исходя из конкретных обстоятельств по делу и интересов самого несовершеннолетнего *.*. А.

Судебная коллегия не установила нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными, так как они соответствует установленным обстоятельствам и требованиям закона, которые в решении суда приведены.

Решение постановлено при правильном применении и толковании норм права, регулирующих рассматриваемые отношения.