Судебная практика

Об обязании поставить на учет гидротехническое сооружение. Решение от 13 декабря 2010 года № 2-3560/10. Московская область.

13 декабря 2010 года Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Пискаревой *.*.,

при секретаре Куляс *.*.,

с участием ст. помощника Серпуховского прокурора Кобозевой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселение Липицкое об обязании поставить на учет гидротехническое сооружение,

Установил:

Серпуховский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Липицкое» и просит признать незаконным бездействие ответчика по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения - плотины, находящееся на территории этого муниципального образования в д. Вязищи; возложить на ответчика
обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Московской области для государственной регистрации на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимое имущество - гидротехническое сооружение в д. Вязищи.

Свои требования мотивирует тем, что при проведении проверки в связи с исполнением задания прокуратуры МО «О проверке исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что на территории сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение - плотины пруда на ручье без названия (приток реки Каменка). Плотина земляная, водосброс открытый нерегулируемый. Высота плотины 3м, длина - 70м, объем - 9,2 тысяч куб.м, площадь 0,8 га. Данное гидротехническое сооружение имеет назначение - для полива дачных участков. Право собственности на указанное ГТС отсутствует. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Рассматриваемый объект расположен в административных границах сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района Московской области, следовательно, бездействие Администрации сельского поселения, в части обращения в УФРС Московской области с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Липицкое в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В представленных пояснениях по иску, ответчик возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что обязанности, в том числе и по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения возлагаются на собственника гидротехнического сооружения. Серпуховским городским прокурором не было представлено доказательств, что спорное гидротехническое сооружение не имеет собственника и, следовательно, является бесхозяйной недвижимостью. Вопрос о принятии на учет недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в
Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства РФ №580 от 17.09.2003г. Такой порядок, а именно возложения на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, законом не предусмотрен. Нормы ФЗ от 06.11.2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривают для муниципальных образований лишь возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не предписывают обязанность местным администрациям обращать данные объекты в муниципальную собственность (л.д. 19-20).

Представитель третьего лица - Администрации Серпуховского муниципального района в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещен. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Сегенюк *.*. возражала против заявленных требований и пояснила, что прокурором не представлены доказательства, что данное гидротехническое сооружение не имеет собственника и, следовательно, является бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствии на него документов и сведений (письменное объяснение л.д.31-33).

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района находится бесхозяйное гидротехническое сооружение - плотины пруда на ручье без названия (приток реки Каменка) д. Вязищи Серпуховского района.

Плотина имеет следующие характеристики: плотина земляная, длиной 100м, шириной 5м, высотой 2м. Запас гребня плотины - 0,3 м. Площадь пруда около 1,5 га. Верховой и низовой откосы плотины креплений не имеют, заросли деревьями.

Согласно акту <номер> проверки технического состояния гидротехнического сооружения
от <дата> собственник и балансодержатель указанного объекта не известен, назначение объекта: используются в противопожарных и рекреационных целях (л.д. 11).

По сообщению администрации муниципального образования «Липицкое» Серпуховского района от <дата> <номер> указанные гидротехнические сооружения, расположенные на территории сельского поселения «Липицкое», в реестре муниципальной собственности не значатся (л.д. 10).

По сообщению администрации Серпуховского района от <дата> за <номер> данные гидротехнические сооружения не включены в объем муниципальной собственности Администрации Серпуховского муниципального района (л.д. 24).

Кроме того, сведений, об указанных объектах недвижимости нет в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (сообщение от <дата> л.д. 27-28), в Серпуховском районном филиале ГУП МО «МОБТИ» (л.д. 130) и ТУ Росимущества в Московской области (л.д. 131).

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Если, это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечения года содня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение,
пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена е собственность б силу приобретательной давности.

В силу п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. К вопросам местного значения поселения относятся участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8).

Пунктами 8, 23, 26 ч. 1 ст. 9 Устава сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района Московской области (утвержден Решением Совета депутатов сельского поселения «Липицкое» <номер> от <дата>) к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществлением мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (л.д. 36-90).

В соответствии со ст. 3, 9 ФЗ от 21.07.1997г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку
безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Порядок обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не имеющего собственника установлен ст. 13 ФЗ № 117-ФЗ, в силу которой эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разРешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнические сооружения, находящиеся в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации

Согласно п.4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного, Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г, N 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах администрации сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района Московской области, не обращение администрации сельского поселения в регистрирующий орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного
самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 ст. 225 ГК РФ.

Таким образом, требования Серпуховского городского прокурора подлежат удовлетворению, суд признает незаконным бездействие администрации сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района Московской области по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехничекого сооружения - плотины пруда на ручье без названия (приток реки Каменка), д. Вязищи, и возлагает на администрацию сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района Московской области обязанность обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения - плотины пруда на ручье без названия (приток реки Каменка), д. Вязищи.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района Московской области по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехничекого сооружения - плотины пруда на ручье без названия (приток реки Каменка), д. Вязищи.

Возложить на администрацию сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района Московской области обязанность обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения - плотины пруда на ручье без названия (приток реки Каменка), д. Вязищи.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья: Пискарева *.*.